На пути к храму - Часть 4 - Сергей Довженко

Оглавление

 

 

НА ПУТИ К ХРАМУ

 

 

6. УВИДИМСЯ В ХРАМЕ

 

 

 

…Аще и всю нощь стоиши в келлии своей на молитве,
не сравнятися единому «Господи, помилуй» общему.

Преподобный Евфросин Псковский

 

 

 

 

Знакомо ли вам чувство сладости и мощи общей молитвы?

Раз в год, в Неделю о слепом, что через месяц после Пасхи, в город Александров крестным ходом приносится чудотворная икона Божией Матери из пригородной Лукиановой пустыни. На молебен к стенам бывшего опричного центра грозного царя собираются паломники из Владимира, Москвы, Гороховца, многих владимирских монастырей и всех александровских храмов. С прибытием Владыки, как всегда, запевают «Царю Небесный» и, конечно, длинный ряд любимых тропарей. Но динамиков на все широкое приречное пространство, заполненное людьми, не хватает (а может, их и нет), и тропари летят, как огонь зажигаемых свеч, по народу, «воспламеняя» через какое-то время и вдали стоящих…

Век назад митрополит Трифон (Туркестанов) говорил на праздновании памяти того великого Угодника, к которому мы тогда, не очень давно, домчались с горем пополам:

Фото

«…Когда в праздничный день слышишь, как в одном, в другом, в третьем, а затем и во всех храмах раздается звук колокола, призывающий к молитве, то особенно ясно сознаешь и чувствуешь себя членом святой нашей Церкви… И тепло делается на сердце, и чувствуешь, что ты не один на свете, что все мы составляем одно семейство, воодушевленное одною верою, соединенное одною любовию».

Сказаны были эти слова за Божественною литургией. Величайшей из церковных служб, где приносится бескровная Жертва за всех и все призываются во оставление грехов и в жизнь вечную к одной общей Чаше. Службой самой радостной, в непосредственном предчувствии которой, по словам, в частности, отца-профессора Андрея Кураева, должно иссякнуть все скорбно-покаянное, чтобы твоя память о твоих делах не заслонила собой Творца. Не случайно новообращенные христиане (из числа коих не исключает себя и автор этих заметок) больше всего любят бывать именно на литургии. Но ведь она – и служба конечная, вершина всего суточного круга, начинающегося издревле с вечера. (О вневременной ее сущности в нашей невеликой книге можно лишь упомянуть). После нее должно бы только «расходиться, благодаря Бога». В немногих местах и блюдется это, среди таких мест – необыкновенно милое монастырское подворье у реки, против центра древней Вологды; совсем еще на заре и, главное, до литургии, при полном храме там проходят все нужные молебны и обстоятельнейшая исповедь. А ведь кроме литургии изо дня в день, вновь и вновь совершается весь остальной, постепенно к ней подводящий, уставной цикл богослужений, в «светских», то есть приходских условиях сводимый к минимуму, к самому важному – вечерне и утрене, в обычное, не великопостное время объединяемым вместе. Почему так важны вечерня с утреней? Один из ответов – для христиан-интеллектуалов. По многообразию богословской мысли, различных молитв и даже в художественном плане вечернее богослужение превосходит все остальные. Когда, в пору воцерковления и неизбежного, наверное, какое-то время для всех «стояния столбом в церкви», это до меня еще не доходило, загадочные слова более старшей и серьезной прихожанки Нины, о встречах с которой храню самую благодарную память: «Без всенощной не понять Православия», – только озадачивали. А пронесший и веру, и строгую православную церковность через все свои тюрьмы и ссылки Сергей Фудель писал в конце жизни: «Вся церковная вечерняя служба, не только в своем словесном, но и в музыкальном составе, пронизана ощущением <…> двух категорий – огнеобразного добро-делания и холодной тьмы греха».

Но сегодня в главном храме трехсоттысячной Вологды на вечерних службах, а они там всегда дивной красоты и стройности, – пусто. А как обстояло дело в нашей же родной, но еще гонимой Русской Церкви сравнительно недавно, в середине 20-го века? Вот что пишет святитель Афанасий (Сахаров): «…У нас нередко наблюдается совершенно ненормальное отношение к общественному богослужению, к основным службам дня. Будничное богослужение считается не только необязательным, но и почти ненужным для мирян. Даже в нарочитые дни именин или поминок считается возможным совсем не быть ни за вечерней, ни за утреней. Можно даже пропустить часть литургии, а то и всю ее, лишь бы поспеть к концу богослужения, чтобы захватить в церкви священника и отслужить молебен или панихиду». Ценнее всего другого, хотя бы и желанного и любимого (как-то: молебны, акафисты и прочее), напоминает святитель и нам, потомкам, – это «то, что для данного дня, для данных часов дня назначается Св. Церковью». И называет причину такой ценности уставных служб: «Возносящий те самые или почти те же самые молитвы, которые в тот день, а может быть, и в тот самый час возносят и другие православные христиане, которые в тот день возносятся во всех православных храмах по вселенной, – хотя и молится, быть может, в полном одиночестве, затворившись в клети своей <а в 20-м веке в России – запертый в грязной и душной камере или лишенный церковной службы еще каким-нибудь из многочисленных в то время способов. – С. Д.>, но участвует в тех общих и согласных молитвах, которые дарованы нам <…> и указаны Св. Церковью в ее богослужебном Уставе».

Все мы иногда испытываем сожаление, выражаемое словами: «Редко видимся». И не только из-за суеты. Права песня – широка страна моя родная… От дорогих же своих покойников мы, по Божию смотрению, вообще отделены как бы глухой стеной. И вот и кажется нам, что разлука многое разрушает. (Пастернак, пережив тюремное заключение возлюбленной и узнав, что она освобождена, боялся нового свидания с ней – возможно, не хотел увидеть ее постаревшей и изможденной). Но бывает единение людей в Боге (а как тут без молитвы друг за друга?) до того, что не встречаешься месяцами, годами, а потом увидишься – и как будто только вчера расстались… Я часто отвечаю на подобные сетования и сейчас говорю вам, читатель: приходите в храм, повидаемся. Когда? В субботу, в воскресенье утром, в праздники и под праздники. Приходите в любой храм вашего города, помолимся вместе, и если вы еще не ощущали этого, то откроете для себя, что, оказывается, можно, по выражению одного моего замечательного старого друга, жить в разных городах, но на одной лестничной площадке…

«О, поверьте, – говорит владыка Трифон в одной из проповедей, – что истинно счастлив человек только тогда, когда он любит молиться в храме».

Хотите проверить?

 

Собор святителей Московских

 

 

 

7. ВОСКРЕСЕНЬЕ ЗАВТРА!

 

В богослужении высказало себя
все лучшее человечества
во всей своей наготе, не скрывая
своей греховной стороны…
И все искренно относящиеся к себе,
к своей душе и к своей плоти
от всей души любят богослужение
и любят бывать при нем.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский.Дневник

 

 

 

 

 

 

 

 

«Многие, – размышляет в дневнике наделенный светлой детской верою благодатный пастырь предреволюционного Петербурга, – не любят быть на богослужении потому, что не знают его хорошо, во всем его богатстве, величии, мудрости, сладости, животворности, а узнают – не расстанутся никогда…» Не бывают – потому что не знают, а можно ли узнать предмет, не «пощупав»? Называть походя себя верующим нынче привлекательно, и на дела любви для ближних и даже дальних мы часто способны, а в душе при этом (очень, очень нередко!) – «выжженные пустыри»… И что – еще и на церковную службу идти каждую неделю, когда далеко не все дела переделаны и дома, и в огороде, да и поспать когда-нибудь нужно…

Такое, весьма часто встречающееся внутреннее устроение слишком напоминает те увиденные в странствиях города, в которых есть, кажется, все: и базар-то богатый и дешевый, и театры-то да музеи разные, и пляж во весь берег, да вот сердце во времена оны из города вырвано, и ни звонов, ни самого храма на главном перекрестье, – и некуда пойти за медом – настоящим, духовным. Освящаем нынче с удовольствием – что куличи на Христову Пасху, что автомобиль – старый ли, новый: ведь все это так быстро, просто и весело; а освящать изо дня в день, из года в год собственную жизнь реальным, хоть и невидимым питанием церковными службами и таинствами, не говоря уж о домашней молитве, которая имеет смысл, только будучи ежедневной, – не важней ли? Вот выдержка из христианского памятника 3-го века – одного из многих подобных:

«Все верные, мужчины и женщины, вставши утром от сна, прежде чем примутся за какое-либо дело, пусть умоют руки и помолятся Богу… Но если имеет место поучение в слове Божием <то есть богослужение в его тогдашнем, первохристианском виде. – С. Д.>, каждый пусть предпочтет идти в то место… Ибо помолясь в церкви, он будет в состоянии миновать неприятностей дня».

Заметим: избавление от неприятностей не гарантируется, но! – «в состоянии миновать». В романе Ивана Шмелева «Пути небесные» описаны многие искушения и падения героини – и ее возвращение под родной Божий кров. В один из страшных, решающих вечеров она слышит через открытую форточку – благовест: «…По зимнему воздуху ясно доносило, как ударяли ко всенощной в приходе, за поворотом переулка. Воскресенье завтра!» И вот каким штрихом дан момент возвращения от службы и встречи со старым дворником:

«У ворот повстречали Карпа: стоял – поглядывал. Сказал ласково: “Помолемшись”, – открыл калитку и проводил».

Помолемшись… В этом слове – все.

«Нет таких сторон бытия, – пишет отец Павел Флоренский, – которые не освящались бы… Назначение культа – именно претворять естественное рыдание, естественный крик радости, естественное ликование, естественный плач и сожаление – в священную песнь, в священное слово, в священный жест…» А вот определение святого Иоанна Кронштадтского: «Богослужение есть взаимослужение Бога человекам и человеков Богу, или сердечный, благодарный, благоговейный отклик человека на любовь, правду, силу и благопромыслительность Божию <…> и сладкое собеседование с Богом, славословие Его, и прошение о своих нуждах…»

Если есть в душе хоть что-нибудь из перечисленного – налицо «мотив» пойти ко всенощной…

КОММЕНТАРИИ - ВРЕМЕННО ВЫКЛЮЧЕНЫ

Обязательные поля для заполнения *
Ваше имя*
Адрес электронной почты (не публикуется на сайте)
Текст комментария*

Для отправки комментария ответьте на вопрос: Сколько будет: 5+7 =
(Комментарии на сайте публикуются только после модерации)
Комментарии посетителей сайта