Евангелист Матфей
Евангелист Матфей
1. Евангелист Матфей (что значит «дар Божий») принадлежал к числу Двенадцати апостолов (Мф 10:3; Мк 3:18; Лк 6:15; Деян 1:13). Ев. Лука (5:27) называет его Левием, а ев. Марк (2:14) — Левием Алфеевым, т. е. сыном Алфея: известно, что некоторые иудеи носили по два имени (напр., Иосиф Варнава или Иосиф Каиафа). Матфей был сборщиком пошлин (мытарем) на капернаумской таможне, расположенной у берега Галилейского моря (Мк 2:13-14). По-видимому, он состоял на службе не у римлян, а у тетрарха (правителя) Галилеи — Ирода Антипы. Профессия Матфея требовала от него знания греческого языка. Будущий евангелист изображен в Писании как человек общительный: в его капернаумском доме собиралось множество друзей. Этим исчерпываются данные Нового Завета о том человеке, чье имя стоит в заголовке первого Евангелия. Согласно преданию, после Вознесения Иисуса Христа он проповедовал Благую Весть иудеям в Палестине.
2. Около 120 г. ученик апостола Иоанна Папий Иерапольский свидетельствует: «Матфей записал изречения Господа (Логия Кириака) на еврейском языке (арамейское наречие), а переводил их кто как мог» (Евсевий, Церк. История, III.39). Термин «логия» (и соответствующий ему евр. дибрей означает не только изречения, но и события. Сообщение Папия повторяет ок. 170 г. св. Ириней Лионский, подчеркивая, что евангелист писал для христиан из иудеев (Против ересей, Ш.1.1.). Историк Евсевий (IV в.) пишет, что «Матфей, проповедав сперва иудеям, а готом, вознамерившись идти к другим, изложил на отечественном языке Евангелие, известное ныне под его именем» (Церк. История, III.24). По мнению большинства современных исследователей, это арамейское Евангелие (Логиа) появилось между 40-ми и 50-ми гг. Вероятно, первые записи Матфей сделал еще, когда сопутствовал Господу.
Первоначальный арамейский текст Евангелие. от Матфея утерян. Мы располагаем только греческим переводом, сделанным, по-видимому, между 70-ми и 80-ми гг. Его древность подтверждается упоминанием в творения! «Апостольских Мужей» (св. Климент Римский, св. Игнатий Богоносец, св. Поликарп). Историки полагают, что греч. Евангелие от Матфея возникло» Антиохии, где, наряду с христианами-иудеями, впервые появились большие группы христиан из язычников.
3. Текст Евангелие от Матфея свидетельствует о том, что его автор был палестинским евреем. Он хорошо знаком с Ветхим Заветом, с географией, историей и обычаями своего народа. Его Евангелие тесно связано с традицией Ветхого Завета: в частности он постоянно указывает на исполнение пророчеств в жизни Господа.
Матфей чаще других говорит о Церкви. Он уделяет немалое внимание вопросу об обращении язычников. Из пророков Матфей больше всего цитирует Исайю (21 раз). В центре богословия Матфей стоит понятие Царева Божия (которое он в согласии с иудейской традицией обычно называя Небесным). Оно пребывает на небе, а в этот мир приходит в лице Мессии. Благовестие Господа есть благовестие о тайне Царства (13:11). Оно означает воцарение Бога среди людей. Вначале Царство присутствует в мире «неприметным образом», и только в конце времен будет явлена его полнота. Наступление Царства Божия было предсказано в Ветхом Завете и осуществилось в Иисусе Христе как Мессии. Поэтому Матфей часто называет Его Сыном Давидовым (один из мессианских титулов).
4. План Матфея: I. Пролог. Рождение и детство Христа (гл. 1-2); 2. Крещение Господне и начало проповеди (гл. 3-4); 3. Нагорная проповедь (гл. 5—7); 4. Служение Христа в Галилее. Чудеса. Принявшие и отвергшие Его (гл. 8-18); 5. Путь в Иерусалим (гл. 19-25); 6. Страсти. Воскресение (гл. 26-28).
Источник: Российское Библейское Общество [Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями Москва 2006] Скачать Библию: mp3, doc, fb2, pdf и д.р. Библия здесь по ссылке
Евангелист Иоанн: здесь
Евангелист Марк: здесь
Евангелист Лука: здесь