Евангелист Лука
Евангелист Лука1. Лука, «врач возлюбленный», был одним из ближайших сподвижников Апостола Павла (Кол 4:14). Согласно Евсевию (Церк. Ист., 3,4), он происходил из Антиохии сирийской и был воспитан в греческой языческой семье. Он получил хорошее образование и стал врачом. История его обращения неизвестна. По-видимому, оно произошло после его встречи с ап. Павлом, к которому он присоединился ок. 50 г. Он посетил с ним Македонию, малоазийские города (Деян 16:10-17; 20:5—21:18) и остался при нем во время его пребывания под стражей в Кесарии и в Риме (Деян 24:23; 27; 28; Кол 4:14). Повествование Деян доведено до 63 г. О жизни Луки в последующие годы не имеется достоверных данных.
2. До нас дошли очень древние сведения, подтверждающие, что третье Евангелие написано Лукой. Св. Ириней (Против Ересей, 3, i) пишет: «Лука, спутник Павла, изложил преподанное Апостолом Евангелие в отдельной книге». По словам Оригена, «третье Евангелие — от Луки» (см. Евсевий. Церк. Ист., 6,25). В дошедшем до нас перечне священных книг, признаваемых каноническими в Римской церкви со II в., отмечено, что Лука написал Евангелие от имени Павла.
Исследователи третьего Евангелия единогласно признают писательский талант его автора. По оценке такого знатока античности, как Эдуард Майер, ев. Лука — один из лучших писателей своего времени.
3. В предисловии к Евангелию Лука говорит, что он пользовался ранее написанными «повествованиями» и свидетельствами очевидцев и служителей Слова с самого начала (1:2). Написал он его, по всей вероятности, до 70 г. Свой труд он предпринял «по тщательном исследовании всего с начала» (1:3). Продолжением Евангелия являются Деяния, куда евангелист включил и свои личные воспоминания (начиная с Деян 16:10, рассказ часто ведется от первого лица).
Главными его источниками были, очевидно, Матфей, Марк, не дошедшие до нас рукописи, получившие название «логии», и устные предания. Среди этих преданий особое место занимают рассказы о рождении и детстве Крестителя, которые сложились в кругу почитателей пророка. В основе повествования о младенчестве Иисуса (гл. 1 и 2) лежит, по- видимому, священное предание, в котором слышится еще голос самой Девы Марии.
Не будучи палестинцем и обращаясь к христианам из язычников, Лука обнаруживает меньшее, чем Матфей и Иоанн, знание обстановки, в которой происходили евангельские события. Но как историк, он стремится уточнить хронологию этих событий, указывая на царей и правителей (напр., 2:1; 3:1-2). В Луке включены молитвы, бывшие, по мнению комментаторов, в употреблении у первых христиан (молитва Захарии, песнь Богородицы, песнь ангелов).
5. Лука рассматривает жизнь Иисуса Христа как путь к добровольной смерти и победе над ней. Только у Лк Спаситель назван Кирих; (Господь), как было принято в первохристианских общинах. Евангелист неоднократно говорит о действии Духа Божия в жизни Девы Марии, Самого Христа и позднее — апостолов. Лука передает атмосферу радости, надежды и эсхатологического ожидания, в которой жили первые христиане. Он с любовью живописует милосердный облик Спасителя, ярко проявившийся в притчах о милосердном самарянине, о блудном сыне, о потерянной драхме, о мытаре и фарисее.
Как ученик ап. Павла, Лука подчеркивает вселенский характер Евангелия (2:32; 24:47); родословие Спасителя он ведет не от Авраама, а от праотца всего человечества (3:38).
6. План Лк: I. Вступление (1:1-4). 2- Рождение Крестителя, Рождество и детство Христа (1:5—2:52). 3. Подготовка Христа к служению (3:1—4:13). 4. Служение в Галилее (4:14—9:50). 5. Путь в Иерусалим (9:51—19:28). 6. Проповедь в Иерусалиме (19:29—21:38). 7. Страсти. Воскресение (22:1—24:53).Источник: Российское Библейское Общество [Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями Москва 2006] Скачать Библию: mp3, doc, fb2, pdf и д.р. Библия здесь по ссылке
Евангелист Иоанн: здесь
Евангелист Матфей: здесь
Евангелист Марк: здесь
2. До нас дошли очень древние сведения, подтверждающие, что третье Евангелие написано Лукой. Св. Ириней (Против Ересей, 3, i) пишет: «Лука, спутник Павла, изложил преподанное Апостолом Евангелие в отдельной книге». По словам Оригена, «третье Евангелие — от Луки» (см. Евсевий. Церк. Ист., 6,25). В дошедшем до нас перечне священных книг, признаваемых каноническими в Римской церкви со II в., отмечено, что Лука написал Евангелие от имени Павла.
Исследователи третьего Евангелия единогласно признают писательский талант его автора. По оценке такого знатока античности, как Эдуард Майер, ев. Лука — один из лучших писателей своего времени.
3. В предисловии к Евангелию Лука говорит, что он пользовался ранее написанными «повествованиями» и свидетельствами очевидцев и служителей Слова с самого начала (1:2). Написал он его, по всей вероятности, до 70 г. Свой труд он предпринял «по тщательном исследовании всего с начала» (1:3). Продолжением Евангелия являются Деяния, куда евангелист включил и свои личные воспоминания (начиная с Деян 16:10, рассказ часто ведется от первого лица).
Главными его источниками были, очевидно, Матфей, Марк, не дошедшие до нас рукописи, получившие название «логии», и устные предания. Среди этих преданий особое место занимают рассказы о рождении и детстве Крестителя, которые сложились в кругу почитателей пророка. В основе повествования о младенчестве Иисуса (гл. 1 и 2) лежит, по- видимому, священное предание, в котором слышится еще голос самой Девы Марии.
Не будучи палестинцем и обращаясь к христианам из язычников, Лука обнаруживает меньшее, чем Матфей и Иоанн, знание обстановки, в которой происходили евангельские события. Но как историк, он стремится уточнить хронологию этих событий, указывая на царей и правителей (напр., 2:1; 3:1-2). В Луке включены молитвы, бывшие, по мнению комментаторов, в употреблении у первых христиан (молитва Захарии, песнь Богородицы, песнь ангелов).
5. Лука рассматривает жизнь Иисуса Христа как путь к добровольной смерти и победе над ней. Только у Лк Спаситель назван Кирих; (Господь), как было принято в первохристианских общинах. Евангелист неоднократно говорит о действии Духа Божия в жизни Девы Марии, Самого Христа и позднее — апостолов. Лука передает атмосферу радости, надежды и эсхатологического ожидания, в которой жили первые христиане. Он с любовью живописует милосердный облик Спасителя, ярко проявившийся в притчах о милосердном самарянине, о блудном сыне, о потерянной драхме, о мытаре и фарисее.
Как ученик ап. Павла, Лука подчеркивает вселенский характер Евангелия (2:32; 24:47); родословие Спасителя он ведет не от Авраама, а от праотца всего человечества (3:38).
6. План Лк: I. Вступление (1:1-4). 2- Рождение Крестителя, Рождество и детство Христа (1:5—2:52). 3. Подготовка Христа к служению (3:1—4:13). 4. Служение в Галилее (4:14—9:50). 5. Путь в Иерусалим (9:51—19:28). 6. Проповедь в Иерусалиме (19:29—21:38). 7. Страсти. Воскресение (22:1—24:53).Источник: Российское Библейское Общество [Библия Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в Синодальном переводе с комментариями и приложениями Москва 2006] Скачать Библию: mp3, doc, fb2, pdf и д.р. Библия здесь по ссылке
Евангелист Иоанн: здесь
Евангелист Матфей: здесь
Евангелист Марк: здесь