Часть четвёртая - Четыре дня в саду у Богородицы - Третий и Четвёртый

Четыре дня в саду у Богородицы - Часть четвёртая

 

 

Третий день – Дорога

 

В 3:50 я в храме, началась служба. Как хорошо. Ночные службы в монастырях на Афоне, это как …. Пробую подобрать сравнения и не могу…. Просто, как ты дома после тяжёлой дороги.

Идут монахи, приходят миряне, я был в числе первых, поэтому удалось занять хорошие места, но раз уж наша служба, то позвольте не в стасидии, а стоя, как привык. Правда, часть службы всё же простоял в стасидии, но только с целью не мешать монахам. Передо мной стояли монах и три послушника, при свечах читали «записки». Записок было много, а им ещё подносили. Какие-то записки были разовые, а какие-то долгоиграющие. Вот долгоиграющие, видимо, вроде сорокоустов, потом убрали в папочки, а разовые большой монах унёс с собой. Где-то, среди них, были и мои записки. Пытался вспомнить на службе и всех живых сродников, и знакомых, и тех, кто уже в ином мире.

Составляя 2-3 года назад древо семьи, восстановил больше 30 имён своих сродников. Теперь в храм приношу записки, и получается, что «о упокоении» больше, чем «о здравии». Так стоя на службе вспоминал все имена, а кого помнил по старым фото, так и лица вспоминал и старался молиться о них. Может помог им? Может кто-то, когда-то, так вспомнит и меня… лет через ….. и поможет там мне?

Читают утренние молитвы…. Напрасно Судия придёт…. Так стоп! Вот про что говорили, это же старые тексты, видимо ещё дореволюционные, не помню. У нас была адаптация текстов, не напрасно, а внезапно Судия придёт …. Всё равно, как льются эти молитвы. Служба 4 часа? Лучше бы она шла всю ночь. Четыре часа там мало, не хватает. Когда служба на греческом, мне 4 часов хватало, а вот когда на родном языке, мало 4 часов… Зограф, надеюсь, что приеду ещё сюда, очень хотел бы попасть сюда снова.

В 8 утра служба закончилась, но смотрю на трапезу никто не спешит. Рядом оказался «военный» из моей кельи:

- Куда теперь путь держите? Тут трапеза не сразу после службы.

А я и сам не знал. Вчера вечером говорил ему, что собираюсь в Ватопед. Сегодня утром подумал, что до Ватопеда 2 часа, а за весь день я могу многое ещё успеть и мне хотелось походить по Афону. Поэтому в этот раз я сказал ему, что собираюсь в Эсфигмен, а потом в Ватопед.

- Трапеза тут чуть позже, поэтому надо ждать.

Но я решил не ждать. Привык по утрам обходиться без завтрака, правда иногда жене удаётся меня усадить за кашу, но тут решил обойтись без трапезы.

Планы в голове опять поменялись. Представил, что мои ребята сейчас из Святого Пантелеймона рванут в Зограф. Мне казалось это логичным. Они проснулись, поняли, что впереди целый день и они успевают. Тут пришло решение – мне надо в русский монастырь, потом пойду в Старый Русик, а оттуда уже на Ватопед и вечером все там и встретимся, как и договаривались.

Собрал вещи, уже по традиции столкнулся с «военным», обрисовал ему новый план, получил категоричное одобрение:

- Ну и правильно! С Богом! Ангела хранителя в дорогу!

 

Встреча!

 

Вышел из монастыря, куча указателей. Мой план был прост:

Костамонит – Дохиар - Святого Пантелеймона - Старый Русик - Ватопед.

Наверное, кто бывал на Афоне, тот улыбнулся. Но мне казалось смогу! Видимо после вчерашнего полёта, я стал зазнаваться.

На выходе из монастыря куча указателей, тропа уходит наверх в гору, но у тропы крутиться рабочий.

- Христос Воскресе! Подскажите, в Костамонит так дойду?

Смотрит на меня и улыбается глазами. Говорит:

- Дойдёшь, но лучше не ходи. Там тропа заросла местами, идти трудно, выходи на проезжую дорогу и иди к морю. Далее, вдоль берега моря дойдёшь, а повезёт, может, кто и на машине довезёт.

По дороге в Дохиар

Перспектива идти вдоль берега моря меня радовала. Я уже себя чувствовал настоящим афонитом, которого пора было приземлять.

Выхожу на дорогу и иду в сторону моря. Сначала было сомнение, что иду не туда, так как указателей не встречал, но через минут 30 увидел просвет, а ещё через минут десять море. Настроение замечательное, душа поёт, чётки в руке, молитва на сердце. На сердце ощущение радости, и предвкушения, как буду рассказывать своим об удачном походе. Волна гордости, что за сегодня пройду ещё кучу монастырей и смогу свысока поглядывать на своих спутников.

Костамонит я успешно пропустил. Дорога петляла, раздваивалась, уходила то вверх, то вниз, а далеко от моря не хотелось уходить, да и вдалеке маячил какой-то монастырь. Подумал ну и ладно, ну не был в Кастомоните, надо же что-то и на другой раз оставить, иду в Дохиар…. Если это конечно он. Это был Дохиар.

Апельсины и лимоны на подъёме ко входу в монастырь. В беседке у стен монастыря шумно переговаривается группа паломников, но я захожу вовнутрь монастыря. Прямо у входа лежит здоровенная немецкая овчарка, но кажется ей до меня дела нет. Зашёл вовнутрь, тут же слышу русскую речь. Меня это удивило, не ожидал почему-то тут встретить русских паломников. Как потом оказалось, в этом монастыре около 10-15 русских монахов. Монастырь греческий. Из-за того, что идет полным ходом стройка, паломников мало, так как очень шумно.

Включился в разговор, хотел идти дальше в Святого Пантелеймона, но один из паломников сбил меня с толку:

- Зачем идти? Паром из Дафнии уже вышел, через 30 минут он будет тут и через одну остановку русский монастырь.

Мне это показалось убедительным. На часах 9:45, до Дохиара получалось, что я добрался за 1 час 15 минут, что вполне хорошо. Решил посидеть у моря и подождать парома.

Дохиар

Прошло 30 минут – нет парома. Прошёл час – нет парома. Достаю карту. До Святого Пантелеймона ходьбы на час. Начинаю терзать себя сомнениями – идти или не идти. Вдали вижу белую точку, судя по всему паром. Поднялся к монастырю, опять переговорил с теми русскими, они советуют ждать. Спускаюсь на пристань и жду. Сижу и гадаю- идти, не идти. Ладно, усилием воли заставляю себя ждать.

... Самое тяжёлое в нашей работе - ждать... /Макарыч/ (с)

Вот и паром. Оплачиваю проезд до Святого Пантелеймона – 2 евро и иду на противоположную палубу.

Перегораживает дорогу мужик:

- Русский?

- Да!

- Я Серб. Слободан. Сын упал с 15 метров на бетонную плиту и 33 дня уже в коме. Еду на Святую Гору … называет имена, показывает фото…

Сначала мне показалось, что сын упал на Афоне, но, оказалось, упал там, а сюда Слободан едет за помощью. 33 дня в коме.

- Где ты в Москве живёшь?

- ВДНХ.

- А я работал в Отрадном, мы много строили, Вавилон в Отрадном… что-то ещё.

Но видно, что он уже на пределе сил. Он думает только о сыне, а со мной поддерживает разговор, что бы просто самому продержаться.

Говорим о Москве, о Болгарии, о Сербии…

Тут сзади меня одёргивают. Смотрю, а этот мужчина из Торонто, с которым была встреча в Зографе.

- Вы в Святого Пантелеймона?

- Да.

- Нам вчера дали палки там, можете вернуть?

- А кто дал?

- Не знаю, какой-то послушник….

Называет имена, место, но теперь стёрлось из памяти.

- Конечно передам.

Мы продолжаем разговор со Слободаном. Паром швартуется, я стою с сербом перед выходом на причал.

Ба! Знакомые лица. Меня тоже увидели, навстречу, прихрамывая, идёт отец Артемий и машет скуфейкой.

Я немного ошарашен этой встречей, думал они уже в пути. Говорю Слободану:

- Это мои друзья!

- Христос Воскресе!

Обнялись, далее отец Артемий стал разговаривать со Слободаном, а я с Артёмом. Паши нет, он забыл где-то в монастыре фотоаппарат и побежал за ним.

- Вы куда?

Артём:

- Вот на пароме собираемся в сторону Дафнии…

- На каком пароме? Он же сейчас уходит.

И в доказательство моих слов, паром отходит от берег и берет курс на Дафнию.

- Тогда не знаю…

- Пошли со мной в Старый Русик, мне только в Святого Пантелеймона поклониться и побежим. Отец Алексий же говорил- сбегайте в Старый Русик, он рядом. А потом в Ватопед махнём – говорю я тоном старого афонита.

Ну как же, я побывал уже и там и там, да ещё таким чудесным образом. Думал ребята уже все в пути, а их задержали обстоятельства….

А вообще как-то странно. Пошёл бы пешком, мы бы не встретились, потому что я бы вошёл в монастырь мимо пристани. Не забыл бы Павел фотоаппарат, они бы все ушли бы в Дафинию, вечер у нас мог бы быть совсем другим. В руках у меня три палки, которые я должен передать кому-то в русском монастыре. Много странностей, которые потом построились в единую цепь событий.

Прибегает Павел. Фотоаппарат так и не нашёл. Но я не слышу, мне так радостно, что мы опять встретились - это Афон! У каждого свой Афон, но он всё равно Афон! Тут таким вещам не удивляются, здесь это в порядке вещей.

- Отец Артемий, Вы с нами? Как нога? Вас больше не оперировали? Давайте рюкзак, вот Вам палка, пойдёмте!

- Нет, Анатолий, болит нога, я вот с Павлом тут останусь или ещё куда пойдём, но рядом, что бы меньше ходить.

- Артём, но ты идёшь со мной в Старый Русик или останешься с отцом Артемием?

Артём идёт со мной. Но сначала надо бежать в монастырь. Артём все знает, к кому подойти. Вчера им удалось даже в роли трудников потрудиться в трапезной, они счастливы и довольны.

Прощаемся до завтра, или до вечера, с отцом Артемием и Павлом и идём в русский монастырь.

Сам монастырь великолепный, родные храмы, родной воздух, русские лица. Заходим в монастырь, крещусь на входе во вратах на иконы, хочу приложиться и тут:

- ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

Смотрю- церковная лавка, благообразный монах в очках, с бородой. Все как на картинке, радостный и светящийся.

Самые дорогие цены, именно, в нашем монастыре. Помните Сербский монастырь? Записки бесплатно. В русском- за каждое имя плати и на круг выходит довольно дорого. В Ватопеде – сколько дадите, столько и дадите! Чёткие прайсы, причем довольно солидные. Наверное, так нужно сейчас, но может у кого-то мало денег  и хотелось бы купить икону, поэтому эта информация может пригодиться. Всё меняется, поэтому обратите внимание на год - я был в мае 2012.

- Как Ваше святое имя?

- Анатолий.

- О, у нас чудные иконы! Сейчас… Вот тут- мужские имена, вот тут- женские…

25 евро небольшая икона… Про себя думаю, что уже просто не укладываюсь в бюджет.

- А детки есть? Как сыночка зовут? А жену? Секунду… всё есть. Так 25 евро, 25 евро…

Понимаю, что мне уже тут не по карману и робко об этом говорю. Тут же напор пропадает, как, впрочем, и интерес ко мне.

Думаю, что жене надо все же икону купить.

- Не могу найти Святую Татиану.

- О! Сейчас, за мной.

Ищем по полкам…. Нету. Так…Зовёт послушника.

- У нас закончились иконы Святой Татианы?

- Да.

Обращается ко мне:

- Мы можем быстренько, прямо тут, за 10 минут икону сделать.

Мне захотелось отказаться, но на выходе получаю запакованный при мне набор с иконой и маслицем. Не буду дальше. Простите, если кого-то обидел.

Впереди русский монастырь.

Артём уже договорился с каким-то монахом или послушником и нам открыли храм, где были мощи. Вот тут я и встал, как вкопанный. Там такие Имена, такие Святыни и Святые, что просто встал и стоял. Забыл сказать, что в церковной лавке к нам присоединился Павел.,Отец Артемий сказал, что останется один, а его благословил идти с нами, так что к мощам мы прикладывались втроём.

Вышли из храма, прошли по территории монастыря. Надо идти в дорогу, времени уже много. Вон и те три палки, что меня попросили передать в Святого Пантелеймона.

Павел и я

Путь нам предстоял в гору. Решили, что палки возьмём с собой, а потом передадим их кому-нибудь, кто идёт в русский монастырь.

Палки пригодились. Я сразу рванул вверх, и оставил ребят позади. Артём фотографировал, Павел шёл с ним, а я их ждал у каждой развилки и мы сообща принимали решение, в какую сторону идти. Прошли Старый Русик, он остался справа, но прямой дороги к нему не нашли и уже поджимало время. Решили идти до Кареи.

Дорога, молитва, главное не празднословить и праздномыслить, да мне и не хотелось. Просто вспомнил, что говорил отец Алексий и о чём читал ранее. Забросил молитву, не будет дороги.

Хорошо есть чётки, они помогают в молитве.

«Господи Иисусе Христе, сыне Божий помилуй мя грешного.

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Боже, милостив буди мне грешному.»

 

В горах Афона

Мы уже на вершине склона. Опять собрались вместе и идём по тропе. Павел спросил про молитвы, я что-то ответил. Вспомнил кондак Пресвятой Богородице: «Взбранной Воеводе победительная»…

Слышу голос:

- Анатолий, читайте вслух.

Иду и какое время читаю вслух. Минут через 10 вижу впереди источник и кричу:

- Аллилуйя!

Стоит крест, икона, висит кружка и струиться холодная вода. Напились воды, передохнули, но надо идти дальше. Надеемся, в Кареи сесть на маршрутку и доехать до Ватопеда. Эта ночь у нас забронирована в Ватопеде и очень надеемся туда попасть.

У источника на Афоне

Впереди по дороге попадается пикап, видим охотничью собаку возле него и, где-то наверху, ещё лай другой собаки. По обочинам лежат заготовки то ли дров, то ли каких-то кольев.

Идём вперёд. Вот и слышен гул машины, это тот самый пикап догоняет нас. Останавливаем его и узнаем, сколько ещё идти до Кареи.

Ребята сказали 10 км и махнули нам рукой, типа полезайте в кузов. Два раза уговаривать не пришлось и километра четыре мы проехали с ними, но дальше нам предстояло идти пешком, т.к. наша повозка приехала до своего места назначения.

Дорога, дорога. Опять убегаю вперёд. Артём продолжает фотографировать всё вокруг. Показался большой перекресток и несколько разных указателей. Небольшая остановка и минут 5-10 фотографируемся, отдыхаем и готовимся к следующему отрезку пути. По словам водителя пикапа, до Кареи 5 км – час ходьбы, но шли мы около 2-х часов с горки. Думаю, там было больше 5 км, но меньше 10, что-то около 7-8 км, может мы пропустили какую-то тропу, но вроде ни разу не видел ответвлений. Вообще по этой дороге троп уходящих от главной дороги я не видел.

Впереди уже стали чаще встречаться указатели и дажена какой-то из развилок, я уже не жду парней, а иду вперёд. Если бы были вдвоём, шли бы вместе, т.к. нужна поддержка на всякий случай, но они вдвоём, поэтому я лечу впереди, и стараюсь иногда приостанавливаться, чтобы они меня видели.

Вот и вышли на большую автомобильную дорогу. Поворот налево и опять прямая. Впереди опять развилка. Вроде места знакомые, кажется, тут проезжали на автобусе по дороге в Карею. Вижу указатель на Карею, но он почему-то показывает на узкую дорожку вдоль забора, а не прямо вперёд, как думал идти я. Смотрю на часы – 16:30. Так, в 17 часов в монастырях служба, потом трапеза. Хорошо бы успеть к трапезе. Где же ребята? Куда идти? Сейчас пойдёшь не туда и разминёмся- надо ждать. Присел на бордюр, слышу- скрипнула калитка и из ограды монастыря вышел монах, который тут же попытался скрыться. Не тут то было. Кричу ему вслед:

- Христос Воскресе!

Он пробурчал не громко, но что бы я услышал:

- Воистину Воскресе.

- На Карею туда? - и машу рукой в сторону просёлочной дорожки…

Он оборачивается и быстро отвечает на русском:

- Да, прямо, и потом налево.

Всё, куда идти знаю, жду своих дальше. Ждать, когда вот там за поворотом уже почти видна цель перехода, очень утомительно.

Вижу, возвращается тот монах, который показывал мне дорогу. Думаю, он удивился, увидев меня на том же самом месте – странный человек, сначала спрашивает дорогу, а потом сидит и не уходит….

Вот, слышу стук палок и из-за поворота показались мои. Меня подбросило вверх, машу им рукой в сторону указателя и кричу:

- Идёте до конца и налево.

Через 10 минут мы в Кареи. Бежим в супермаркет. Не знаю, как трапезничали утром ребята, а я без завтрака и организм требовал подзарядки. Набрали разной еды и питья, и уселись возле мусорных баков, в месте, где обычно стоят автобусы и маршрутки ждать попутку.

Хотя нет, мы сначала спросили у водителя единственной маршрутки, стоящей на площади, поедет ли он в Ватопед? Водитель и сам видимо не знал, чего хочет, поэтому сказал, что если и поедет, то не раньше 10 минут и неизвестно ещё -куда. Если в Ватопед, то стоить это будет 40 евро за всех.

Что такое «через 10 минут» - мы уже знали. Накануне, когда мы ехали из Мега Лавры ( я в Дафнию, а ребята в русский монастырь), нам тоже говорили, что автобус приедет через 10-15 минут, однако он приехал минут через 50.

Итак, сидим в тени от маршрутки и кушаем всякие сухарики, соломенные палочки, печеньки и пьём - я кефир, а что ребята- не помню.

Артём с Павлом


- Привет! А мы узнали свои палки!

Поднимаю голову. Ну конечно - мои старые знакомые по Зографу из Торонто. Стало неловко. Когда мы голодные вбегали в маркет с продуктами, палки дружно поставили у дверей магазина. Выходя из магазина, палки забыли забрать. Палки были самодельные, поэтому узнать их было легко. Я же пообещал им, что передам их в монастыре….

Начал что-то блеять:

- Да, хотел оставить, а тут переход, решили взять, а потом с кем-нибудь передать, ну как-то так…

- Да ничего страшного, значит так надо. - Широкая русско-канадская улыбка.

Их батюшка всё так же хмуро посмотрел на нас. Видок у нас после перехода был неважный. В пыли, наверное, даже чумазые немного, сидим возле урны и пьём: кто воду, а я кефир, с баранками, булками и сухарями.

Паломников из Торонто увёз как раз тот водитель, который должен был везти нас в Ватопед. На прощание он сказал нам, что через 10 минут приедет другой автобус до Ватопеда.

Нас это уже не расстраивало, мы уже были почти сытые и добрые.

Как ни странно, но автобус и правда, подъехал минут через 10.

Из него вышел парень, который в первый наш путь из Дафинии в Корею продавал билеты в автобусе.

Парень спокойно говорил на русском и был явно из наших, из славян.

- Ребят, Вы на Ватопед?

- ДА!

- Сейчас через 10 минут поедем, я иконы только заберу.

Через 10 минут с большой коробкой, в которой лежали иконы, садимся в автобус.

Едем в Ватопед. Да, пешком это расстояние до трапезы, да даже до ночной службы, мы бы не одолели.

Полицейский на дороге в Ватопед

Вдруг видим шлагбаум и остановка. Полицейский и наш водитель переговариваются. Водитель спрашивает фамилию- я называю. Полицейский копается в листочках бумаги, но видимо нас не находит. Начинаются переговоры. Как хорошо, что нам попался именно этот водитель. Предыдущий был грек и просто бы не понял нас, а этот понимал и туда, и обратно, и мог говорить с нами на родном русском.

- Давайте диамонитирионы.

Так. Стоп. Надо немного рассказать то, что можно было сделать в самом начале. Я не знал про Павла до предпоследнего дня поездки на Афон. Отец Артемий написал поздно, мой паломнический центр отказался оформлять диамонитирионы, сославшись на малый срок, и у Павла был свой путь. Отец Артемий нашёл какую-то Марию из Салоников, которая помогла за 50 евро забронировать диамонитирионы. Тогда, для меня диамонтирион был просто официальным универсальным пропуском на Афон, но оказывается, что выдаётся он от конкретного монастыря и нас должны с особой любовью принимать именно в том монастыре, где нам его забронировали. Итак, у меня, отца Артемия и Артёма диамонитирионы были от Ватопеда, а у Павла от русского монастыря Святого Пантелеймона. Так, как отец Артемий с нами не поехал, для нас в порядке вещей по логике было, что вместо отца Артемия, мы койко-место отдаём Павлу.

- Давайте диамонитирионы.

Беру свой и Артёма и, пока Павел копается в рюкзаке, передаю их водителю.

Пока Павел искал свой пропуск, полицейский и водитель с интересом разглядывали наши диамонитирионы.

- Вас тут не стояло.

Не так испугала эта фраза, сколько стал представлять, как мы будем добираться куда-нибудь, где нас примут на ночлег, ведь время уже в районе 19 часов.

Наш водитель что-то уверенно на греческом доказывает полицейскому.

- Я, кажется, его забыл у отца Артемия. – Раздался голос Павла. Если бы Павел сказал, а может ну его этот Ватопед, прогуляемся перед ужином обратно в Карею пешком, я бы не так удивился…

- Как забыл? Да ладно! Ну всё! Съездил в отпуск, распаковывай Нюрка чемоданы.

Делать нечего, надо виниться. Робко, как нашкодивший школьник произношу:

- Это я разбил стекло….

Нет не так

- Мы забыли диамонтирион – и гордо добавляю – в Святом Пантелеймоне у нашего батюшки.

Настала очередь водителя смотреть влюблёнными глазами на блаженных, которых выпала удача везти ему в Ватопед.

- Как это забыли? – и лёгкая улыбка.

- Да… там… у нас батюшка знакомый… отец Артемий, ну мы его ему отдали и забыли. Он ногу поранил, мы без него пошли, а диамонтирион у него остался.

- Так, на какие фамилии забронировано размещение сегодня в Ватопеде?

Называю фамилии свою и Артёма, но это были бы не мы, если бы я не добавил:

- Только такое дело-там должен был быть батюшка, его фамилия Б….о, но он ногу поранил, поэтому вместо него поехал вот он, который у батюшки диамонтирион и забыл.

С тех пор, от этого водителя в нашу сторону я видел только задумчивый короткий взгляд. Низкий поклон ему, если бы не он, мы с Артемием могли в этот вечер вместо комфортного ночлега в Ватопеде Павла в море искупать.

Водитель уже собрался с полицейским идти в будку и звонить в монастырь, как раздался новый возглас Павла:

- Ой, вот он.

Это он нашёл в рюкзаке свой диамонтирион.

- Стойте!- кричу я. Мы нашли его.

Уже знакомый взгляд водителя:

"...Этот взгляд
Все может выразить так чудно!
Ах, обмануть меня не трудно!...
Я сам обманываться рад!""""

- Почему-то у вас диамонитирионы от Ватопеда, а один от Святого Пантелеймона…

Это уже неважно, наша миссия выполнена. Ждём результата и тихо переговариваемся между собой. Они позвонили в монастырь и минуты две с кем-то говорили.

Видимо Богородица пожалела нас и в Ватопеде сказали- нехай едут, места есть, примем.

Подъехали как раз, когда началась трапеза. У нас отобрали на входе в монастырь диамонитирионы и попросили водителя проводить нас на трапезу. Заходим в трапезную. Куча народу, там и миряне и монахи, но свободных мест нет. Подскочил какой-то монах и повёл нас в дополнительный зал.

В этом зале уже сидело человек 15 паломников, нашлось место и для нас. Набросились на еду. Какие же вкусные там помидоры.

После трапезы вышли на улицу, сейчас пойдём в храм, должны вынести святыни. Вижу много знакомых лиц. Кого-то встречал в Зографе, кого-то в Дафнии, кого-то в Кареи, а кого-то и в Великой Лавре.

«Ходите не с краю, а главной дорогой -

И встретите всех, кто вам близок и дорог!»

Да, Ватопед это мощное место. Сразу чувствуется, что это один из самых, наверное, даже самый процветающий монастырь.

Святыни, Святые иконы. Это надо видеть! Моими словами такое передаётся плохо и потом- это будут просто слова, а то, что переживали на Афоне мы, надо переживать самим и не обязательно на Афоне. В России есть такие места, они есть и в наших сердцах, только добраться туда не просто.

Не буду про храм писать, все равно описать не смогу, а перечислять святыни… есть более авторитетные издания, которые это уже сделали лучше нас.

Комфорт в кельях, бесплатный кофейный аппарат перед входом. Чистота и уют. Большой церковный магазин. Цены одни из самых дешевых на Афоне. Чудесный ладан. Основные закупки ладана делали именно тут.

В Ватопеде есть русские монахи и вечером в лавке, как раз дежурил русский послушник. Послушник старался всем помочь, был очень добрый со всеми.

Кстати, в Ватопеде купил бутылку вина, увидел сорт любимого винограда Syrah. Вино было Ватопедское. Потом мы его в Салониках дружно и выпили.

Сидим втроём в келье, делимся впечатлениями. Я немного рассказал о своем переходе, ребята о своем. В русском монастыре произошла забавная история.

Дело в том, что в июне на Афон должен прилететь наш Святейший Патриарх Кирилл. Естественно, идет подготовка к этому приезду и монастырь, практически, отказывает всем паломникам в ночлеге. Кстати, именно туда не пустили ту делегацию из Грузии во главе с епископом, которую я видел в Зографе.

Пока я летел в Зограф, группа в составе отца Артемия, Павла, Артёма прибыла в русский монастырь Святого Пантелеймона.

Там взяли их диамонитирионы и очень удивлялись, как раз, Пашиному документу. Как так! Учитывая, что они никому их не выдают, какие-то простые бродяги приходят и протягивают диамонтирион, который, вроде как, выдал их монастырь. Отцу Артемию даже удалось послужить панихиду у костницы.

В Ватопеде, за стойкой в архондарики, сидел монах-грек, который по- русски почти не понимал. Помог какой-то трудник, который был нашим переводчиком с греческого на русский и обратно.

Монах долго кому-то дозванивался и пока ждал ответа, смотрел на нас смеющимися глазами и пел:

- Многая лета, многая лета, многая лета….

Павел спросил его: понимает ли он русский язык?

- Мал-по-малу… - ответил улыбающийся монах.

Монах довел нам распорядок дня и трудник перевёл, что нам не обязательно приходить на службу в 4 утра, можем прийти в 6. На что мы в один голос стали убеждать, что мы на Афоне всегда ходим с монахами на службу ровно в 4 часа, а иногда ещё и раньше!

 

Четвёртый день – Прощание с Афоном

 

Думаю, все догадались, что проснулись мы в 5:50 и, пристыженные, побежали в храм. К нашему счастью нас таких было много. Служба. Служил игумен Ефрем. Все его знают- он привозил пояс Пресвятой Богородицы в Россию.

Когда я видел его фото и репортажи, он мне показался довольно строгим. Когда я видел его глаза на службе в Ватопеде и после неё, я изменил свое мнение. У него из глаз просто лилась ласка и любовь. Такой человек не может быть плохим.

На утренней службе был какой-то старенький епископ. Во всех монастырях мне понравились службы и пение. Ребята хвалят Святого Пантейлемона, мне понравился Зограф, а Ватопед это другое, тоже прекрасное.

Конец службы, надо уезжать… Получаем диамонитирионы, прибегает Артём и вместе идём на остановку. Надо было уезжать. Что-то произошло внутри меня и мне хотелось опять оказаться на той тропе к Зографу, побыть одному. Всё было в тягость. Уезжать с одной стороны не хотелось, с другой понимал, что уже выполнена поставленная задача, надо ехать домой. Прошло 3-4 дня, а по ощущениям - месяц. Автобус шел до Дафнии. Отец Артемий ещё накануне написал смс, что он доехал на пароме до Дохиара и остался ночевать там. Ему всё нравилось и он ждёт с нами встречи там.

Паром идет вдоль берега в Уранополис. Вот отец Артемий машет рукой и входит на борт парома на пристани в Дохиаре. Вот и келья отца И…. Вот и Уранополис. Сошел в числе первых. Ребята меня не видели, но на берегу мы встретились.

- Как доехал?

- Нормально.

Садимся в автобус и я отрубаюсь. Через час я проснулся и отец Артемий сразу стал радостно рассказывать о своём пребывании в Дохиаре. Как три или четыре раза терял монаха, который провожал с архондарики до его до кельи и, с вновь пребывающей группой, ходил в храм. А потом, потеряв в очередной раз монаха-проводника, возвращался снова в архондарики. Как не мог заснуть, потому что полночи работал какой-то двигатель и было очень шумно.

Моё настроение стало возвращаться в нужное русло.

Вот и Салоники. Остановка. Указатель на такси, но мы почему-то идем на автобус. Мне хотелось на такси, но подчиняюсь воли большинства. Автобус. Знаем, что нам нужно в центр, в район, где расположен храм Святого Дмитрия Солунского. Водитель что-то отвечает на вопросы отца Артемия и, вроде, всё нам подходит. Ребята проходят вперед, а передо мной возникло два человека, которые оттеснили меня от них. Я остаюсь в районе первых дверей у водителя. К ним не пролезть. Как тут платить за проезд -не знаю. Стою со своими двумя евро, скольжу глазами по лицам греков. Тут какой-то парень рядом, сказал мне:

-Ту.

- Ту? Да ради Бога, на.

Протянул ему два евро, он сунул их в какой-то синий аппарат, нажал кнопку и протянул мне билет. Я думал это кондуктор, поэтому спокойно кивнул головой с видом человека, который только что кого-то осчастливил. Чуть позже понимаю, что это простой парень, который захотел мне помочь. Стало неловко.

- Анатолий, выходим! - Раздался крик из середины автобуса.

Вышли. Адрес отеля есть, но мы не знаем куда идти, карты нет. С собой был планшет, но зарядка там была на нуле, да и карты Греции я не закачивал, а так можно было бы по навигатору быстро найти нужное место.

Спрашиваем всё время дорогу и нам показывают, каждый раз, чуть ли не противоположные направления. Потихоньку кружим по Салоникам. Опять остановка, опять вопрос, скольжу взглядом. Стоп! Да это же «военный» из Зографа!

- Христос Воскресе!

- Воистину воскресе!

- Всё хорошо?

- Да, спасибо!

Обсуждаем завтрашний рейс. Накануне мне пришла смс, что два рейса объединили в один и мы завтра вместо 13:20 летим в 17:40. Нас это не очень радует, хотелось прилететь пораньше.

- До встречи в аэропорту! Надо идти.

Догоняю своих. Походили взад- вперёд и решили посидеть отдохнуть у какого-то скверика. Ребята куда-то ушли, а отец Артемий сидит и скучает.

- Отец Артемий, по пивку?

Отец Артемий улыбнулся.

- Можно.

- 4 пива.

Беру 4 маленьких баночки пива из холодильника.

- Эвхористо!

- Паракало!

Тут и ребята подошли, у наших на это дело нюх хороший. Выпили пива, поговорили с какой-то, мимо проходящей, бабушкой, которая спела нам гимн СССР и пошли дальше. Вот и отель. Он был в 5 минутах ходьбы от той автобусной остановки, где мы выходили. Все счастливые. Даже для Павла нашлась койка. Мы- то бронировали номер на троих. Тогда, в апреле, Павла ещё не было в планах поездки, а тут нам предложили номер с 4 кроватями, правда удобства на этаже, но ключ только у нас. Нас всё устроило. Выпили ватопедского вина, настроение у всех уже на подъеме.

Люблю бродить один по городу. Выходим из отеля и расходимся в разные стороны.

- Как встретимся?

- Да город маленький, всего 1 млн. 200 тыс., найдемся и сразу ужинать. Если потеряемся, то встречаемся в отеле и идем все на ужин.

Павел подлил масло в огонь нашей встречи:

- Друзья, позвольте я всех угощу ужином!

- Конечно, брат Павел!

Какой русский не любит, когда его угощают? Я люблю, поэтому усиленно молился и уже через 40 минут столкнулся нос к носу, в одном из многочисленных маленьких магазинчиков, с отцом Артемием. Через 15 минут мы увидели и Артёма с Павлом. Так, как не всё ещё было куплено, но я задание жены выполнил, решили походить ещё. Мы с отцом Артемием пошли искать какой-то магазин, где можно заказать недорогие облачения, а Артём с Павлом куда-то ещё. Мы с батюшкой через час плутания нашли нужный магазин. Через ещё минут 30 пришли к отелю и уже побывали в номере, но ребят так и не встретили. Уходить искать их бесполезно, уже темно, много раз звонили и писали смс, но в ответ тишина. Ладно, сидим на углу в кафе, разговариваем и ждём ребят. Примерно через час увидели их летящих в сторону отеля.

Встреча, обнимания, но надо идти ужинать. После ужина прошлись по набережной.

Завтра утром отец Артемий с Павлом уезжают из отеля в 5:30, а нам старт не раньше обеда.

Проснулись, когда батюшки с Павлом уже не было, они в это время летели в Германию. Решили с Артёмом погулять по Салоникам, пообедать и потом ехать в аэропорт на такси. Такси до аэропорта 20 евро.

Регистрация на рейс. Досмотр. Прохожу через досмотровую рамку и ничего не звенит. Пограничник поднимает большой палец кверху и улыбается. Настроение отличное. Самолёт, Взлёт, посадка, Москва. Хочу на Афон опять.

В аэропорту

Надеюсь, что Афон ещё раз будет в моей жизни, очень на это надеюсь.

Кто они монахи? Кто они наши батюшки в храмах? У меня, у человека служившего в армии и проходившего службу после армии, человека, который прошёл путь от простого рабочего до руководителя, которому пришлось сталкиваться с разными людьми от зэков, до не последних министров в государстве, могу сказать точно – монахи, наши батюшки в храмах – настоящие мужики, настоящие мужчины. Такие, какими они и должны быть, такие, какие должны быть мы. Пока есть настоящее монашество, о котором писали святые отцы, мы будем жить, а не будет их, и нас не будет. Уверен в этом.

Спаси Господи!

Теги:

КОММЕНТАРИИ

Обязательные поля для заполнения *
Ваше имя*
Адрес электронной почты (не публикуется на сайте)
Текст комментария*


(Комментарии на сайте публикуются только после модерации)
Комментарии посетителей сайта
- 19.04.2017 21:38
Спасибо за интересный рассказ. В середине мая тоже собираюсь на Афон, тоже думаю пешком походить. Правда я планирую другую часть Афона, с Пантелеимона и в сторону горы. Вы больше не были на Афоне после этого? Кстати, на вопрос Александра от 23 июля 2013 года хочу ответить, что Новый Афон является "сыном" Пантелеимонова монастыря. Он был заложен в 19 веке по инициативе старца Пантелеимонова монастыря Иеронима, все монахи Нового Афона принимали постриг на Афоне и жили уставом Афона
Татьяна 15.11.2016 19:13
Прочитала и как будто побывала на Афоне. И усталость от длинного перехода прочувствовала и благодатью повеяло от вашего описания Зографа и все очень хорошо улеглось на мою душу , послевкусие осталось приятное . Спаси Господи!
Надежда 31.08.2015 17:02
СЛАВА БОГУ!! Анатолий прочитала почти на одном дыхании.Написано так просто и ощущение, что рядом с ВАМИ находишься там. Представляю все, что Вы испытали на Афоне, жаль , что для нас мечта неисполнимая.А ВАМ желаю новых побед на писательском поприще!.Храни ВАС,Господь!!
Ольга 15.04.2014 16:04
Анатолий,огромное спасибо!Прочла "залпом",и поплакала и посмеялась,от радости,что у нас есть Бог,наш Спаситель и Мать его Богородица,которая помогает жаждущим и добрым. Так же читала "Флавиана",очень очень интересно,Ваши рассказы схожи,поэтому мне,чудится,что уже дважды побывала на Святой Горе!Спасибо!
Александра 23.07.2013 23:18
Большое спасибо за интереснейший рассказ о Вашем путешествии. А абхазский Новый Афон как-то связан с греческим Афоном?
Анатолий | 23 Июля 2013
Александра, насчет того связаны они или нет, я не могу ничего сказать, не знаю...
Татьяна 04.06.2013 21:26
Наконец, прочитала все сначала и до конца. Очень интересно! У вас, Анатолий, писательский дар. Просто прожила частичку "вашей афонской жизни" вместе с вами. Спасибо.
Анатолий | 4 Июня 2013
Спасибо Татиана :)
Людмила(Александра) 04.06.2013 14:51
Спасибо, за путешествие!Нам,женщинам не дано и телом, и душою там побывать, а с Вашей помощью душою удалось.
Анатолий | 4 Июня 2013
Спасибо)
Елена 03.06.2013 19:04
Написано интересно.Читать легко.Понравилось. Вот только, что это такое:"...сразу дали первые вводные...","...на греческом дал новые вводные..."- профессионализмы?
Анатолий | 3 Июня 2013
Да :)