Афон - Часть вторая - Четыре дня в саду у Богородицы
Четыре дня в саду у Богородицы - Часть вторая
Первый день - Кто рано встаёт!
В 6 утра затрезвонило 3 будильника. Из них - два моих, на планшете и на телефоне, и один- Артёма. Вскочили, умылись и, прочитав утреннее правило, согласовали план действий. Выходило так:
- Идём получать диамонитирионы.
- Завтрак
- Выход к пристани, покупка билетов на паром и идём на причал.
Вышли из отеля в 6:40, отец А. потихонечку ковылял сзади, а мы бодрым шагом добрались до места, где выдают диамонитирионы. Дошли до места. Двери вовнутрь открыты. Вроде, кто-то там копошится, но в расписании на их дверях чётко обозначен график с 7:30. Смотрю на часы - 6:55.
Подумав 15 секунд, ринулся в проём. Ребята за мной. Отдали паспорта и замерли. Через 30 секунд полицейский кивнул мне на своего коллегу, стоявшего в двух метрах от него за стойкой. Рядом с этим товарищем был принтер и уже через 15 секунд из него вылез заветный пропуск на Святую Гору. Двадцать пять евро и он у меня в руках. По привычке, хочется где-нибудь расписаться в получении, как это происходит у нас в России, но никакого журнала или ведомости мне не протягивают- значит можно и так. Радостный выхожу на улицу, но пока вся группа не получила свои визы напряжение оставалось. Если бы кому-то не дали визу, было бы очень обидно и, возможно, всё прошло бы иначе. Бежим навстречу отцу А. с криками, что уже дают и можно брать. Было желание взять его на руки и занести в этот полицейский участок, но разум возобладал. Через 5 минут отец А. выходил со своим диамонитирионом, который для батюшек стоит дешевле.
- На завтрак?
- Да
- Да
- Идём.
Кажется, первые два дня, а может и больше, я всё никак не мог успокоиться и вспоминал слова Олега: «Кто рано встаёт…». Кто говорил устами Олега? 20 часов назад Лариса убеждала нас, что греки, это страна «Приходите завтра». Они тратят деньги Евросоюза, приходят на работу к обеду и то- ничего не делают, а тут 7:00, а для нас уже всё сделано.
Пришли в отель, собрали вещи и пошли вниз есть. Через полчаса мы, уже сытые и довольные, шли к пристани за билетами на паром. Впереди была встреча с Афоном. Неужели мечта сбывается? У каждого свой Афон. Каждый нёс в себе свою боль, свои проблемы, свои переживания, свои радости. Но шли мы вместе. Так легче, так надёжнее, так спокойнее.
На пароме
Очередь на паром. Вспоминая слова Олега о том, что в каждый свой приезд они везут монахам подарки, сбегал, втихаря от парней, в магазин и купил два пакета еды – печенье, конфеты, соломку и сушки, орешки и сухофрукты. Наверное, ребята даже обиделись, что им не сказал, но я ещё и отца А. хотел найти. Он, как всегда, куда-то делся, а погрузка на паром уже началась. Отца А. нашёл в том же магазине и мы с ним вместе идём на паром. Все в сборе. Проходим вдоль борта, на входе стоит женщина полицейский и сверяет диамонитирионы и паспорта. К нам вопросов не возникло и мы на палубе. Поднимаемся на самый верх и занимаем неплохие места в углу, а все сидячие места уже заняты. Паром начал движение на Афон. По дороге туда меня немного укачало (или много…). Ребята говорят, что я был не одинок в своём одиночестве, а мои собратья по несчастью были по всему парому на разных палубах. Так получилось, что, практически, ни одной пристани по дороге туда я так и не увидел. Морская болезнь придавила меня к палубе. Зато к Дафнии, а это почти полтора часа, я был уже готовый к новым подвигам.
В числе последних выходим на берег. Народ рванул на автобусы, но мы хотим постоять на земле и отдышаться. Решили посидеть в кафе на причале и попить чаю. Рядом группа в которой два батюшки и несколько простых паломников мирян. Отец А. спросил у одного из отцов:
- Вы уже были на Афоне или первый раз?
Батюшка весело посмотрел на него и сказал:
- Все, кто тут сейчас околачивается, первый раз. Если бы я был уже на Афоне, то слетел бы с парома первый и занял бы место в автобусе, который укатил на Карею! (Столица Афона). Вообще-то правильное название Кариес, но уже так привыкли – Карея.
Нас об этом предупреждали ещё в Москве, что надо сразу бежать и занимать место в автобусе. Иначе, потом придётся посидеть прождать следующего автобуса. Карея - столица Афона и оттуда маршрутки и автобусы разъезжаются в разные стороны Святой Горы.
Примерно через 50 минут приехал автобус и ещё через 30-40 минут мы были в Карее. Как-то очень быстро мы пересели из одного автобуса в другой, так и не успев оглядеться по сторонам. Летим на маршрутке в сторону Великой Лавры. Вообще, план у нас был совсем другой. За две недели до поездки я начал бомбить афонские монастыри факсами с просьбой принять трёх паломников на ночлег. Гарантированный ночлег от нашей паломнической службы был только в Ватопеде. Нам же нужно было найти ещё два ночлега. Никак не мог найти ночлег на первый день и вот, буквально накануне, мне звонят из Григориата и говорят, что готовы нас принять, а тут отец А. сообщает, что всё-таки будет ещё и Павел и успеваю вставить, что нас будет не трое, а четверо.
- Четверо, так четверо. - Спокойно ответил монах.
Учитывая больную ногу отца А., мы понимаем, что ходить много не можем, а в первый день хотелось держаться всем вместе. Поэтому, вначале решили ехать в Великую Лавру. Как-то даже не думали о ночлеге, или думали, что из Мега Лавры пойдём на ночлег в Григориат… Уже и не помню.
Дорога заняла минут 40. Вообще, дорога не из лёгких, особенно после приключений на пароме. Опять немного укачивало. Серпантины, асфальта нет и автобус трясёт- короче та ещё поездочка. Но вот и твёрдая земля!
Великая Лавра
Мы приехали в Великую Лавру. Вышли из автобуса. Перед нами стены монастыря, очень похожие на крепость. Да, так оно и было. Это была крепость. В те времена, когда монастырь был основан, в 963 году…. Так, стоп! Не буду рассказывать тут истории монастырей. Полно информации о них в более надёжных источниках и всю эту информацию можно подчерпнуть там. Хотя зарекаться не буду, может когда-нибудь, и создам на сайте раздел посвящённый Афону. Пока, буду писать только о нашем пути. Итак, перед нами Великая Лавра. На парапете сидел какой-то дядька. Мы уверенно повернули влево, как мне казалось- именно там вход, но дядька крикнул нам:
- Архондарики?
(Архондарики - приёмная комната для гостей в православном монастыре)
- Уви, да, йес. – Закивали мы головой.
Дядька махнул в противоположную сторону рукой.
- Эвхаристо!
- Спасибо!
Сразу за углом увидели вход в монастырь. По сути- это был наш первый монастырь на Афоне. Остановились, огляделись, перекрестились, приложились к иконам на входе и сразу заходим вовнутрь монастыря. Указатели довели нас до архондарики на втором этаже. Встретили нас 2 послушника, которые сразу дали первые вводные:
- Багаж оставляем тут, сами проходим вперёд.
Попробую описать это место. Большая веранда, разделённая на отсеки. Вот, в первом отсеке на лавочках мы скинули свою поклажу, а во втором уселись за столы. Через 5 минут нам стали по очереди подносить:
- Лукум
- Стакан холодной воды
- Рюмку узо
- Маленькую чашечку с кофе.
Далее, вышел монах, который на греческом дал новые вводные. А точнее - рассказал расписание жизни в монастыре и как, и когда отсюда можно уехать. Выходило следующее:
- Служба в монастыре начиналась в 17 часов по греческому времени. Для тех, кто не в курсе, монастыри живут по византийскому времени и в монастырях, в архондарики, всегда встречал по двое часов – греческое и византийское время.
- В 21 час ворота монастыря закрываются и, если не успел, то опоздал. Ночевать будешь в другом месте.
- Трапеза после службы. После трапезы возвращаемся в храм.
- Свободное время, сон.
- В 3:50 подъем на службу (Потом в другом монастыре нам говорили, что службу в 4:00 миряне могут пропускать и приходить к 6:00, но тут каждый решает сам)
- Автобус из монастыря уходит в районе 6:50, поэтому окончание службы, утреннюю трапезу мы пропускаем.
Всё. Нас предоставили самих себе. До службы погуляли по монастырю, зашли в церковную лавку, где монах, узнав, что мы из России, выдал нам Евангелие от Иоанна и брошюрку с правилами, как правильно креститься и когда это надо делать. Потом такую же информацию по крёстному знамению, но в виде стенда, я видел на стене в Зографе.
Разбрелись по монастырю. Каждый из нас переживал первый день по-своему, и хотелось побыть одному. Достал молитвослов и стал читать каноны. Просто хотелось молиться. Надоело стоять, иду по дорожке и читаю по молитвослову молитвы. Сзади обгоняет какой-то иностранец, хлопает по плечу и говорит, показывая на молитвослов и меня:
- Bravo!
Распрямил плечи, моё «я» опять полезло наружу.
Кстати, чего у нас практически не получилось после Уранополиса, но что я советую всем небольшим группам точно, хотя бы несколько молитв в день- читайте вместе. Это обязательно нужно. Она объединяет.
В районе 17:00 раздался трезвон колоколов. Т.к. никого из ребят и отца А. я не увидел, пошёл к храму.
В дверях монастыря, слева, небольшая очередь и все мои- в рядок стоят в ней. Подошёл и стал, сразу за ними.
Вот и столкнулись с первым отличием. В самом храме, возле икон, не стоят подсвечники. Свечки, именно в этом монастыре, ставили при левом входе в храм. Стоят два больших подсвечника, если правильно помню, то свечи ставятся в песок. Как поняли мы – в один ставят свечи «О здравии», а в другой- «О упокоении». Свечи лежат тут же, никаких ценников нет, но есть ящичек с прорезью, видимо все за пожертвования. Так и сделали. Кинули денежку в ящик, взяли свечки, поставили и заходим в храм.
Наверное, не буду описывать сами службы, сами храмы, это надо переживать, пропускать через себя. Скажу немного, что в греческих монастырях служба идёт на греческом языке и, в принципе, кроме Кирие элейсон, Христос Анести, Эвлогите, больше ничего я и не понимал, поэтому молился сам, как умел.
Кадила были и такие, как у нас, и в виде ручной кадильницы с бубенчиками.
После службы выходим из храма и сразу напротив здание трапезной.
На трапезе отца А. посадили рядом с монахами, а меня, Артёма и Павла с греками- мирянами. Плохо помню, что было на трапезе в этом монастыре, кажется макароны с какой-то подливой. Был какой-то салат, сыр, хлеб (хлеб в Великой Лавре мне понравился больше всего). Были какие-то чайнички и бутылки.
Уже прошло 18 лет, как я дембельнулся с армии, однако, привычку- быстро есть- так и не поборол, поэтому, как правило, за общим столом я заканчиваю трапезу в два раза быстрее всех остальных. Тут старался себя сдерживать, но всё равно съел эти здоровые порции довольно быстро.
Смотрю, на столе два чайника- один большой чайник и средний. Сначала думал, что в среднем чайнике - заварка. Хорошо, ЧТО не плеснул немного «заварки» в свою кружку, а то греки бы очень удивились, зачем я в кружку наливаю оливковое масло. Передо мной три бутылки: судя по цвету содержимого, в них масло, но оказалось, что в бутылках был уксус. С салатом из зеленых листьев в тарелке всё оказалось проще. На них льешь масло и крошишь сыр, и, в таком исполнении, можно есть, но мне не очень понравилось- специфичный вкус. Вино было, но далеко не Barolo, видимо, какое-то очень молодое и разбавленное водой. В большом чайнике была холодная вода.
Итак, поели. Съел почти всё. Хотелось взять ещё хлеба, но с армии привычки уносить что-то со стола нету, там от этого отучали коллективно и очень действенно. Нечего тараканов в расположении плодить. О конце трапезы извещает легкий трезвон колокольчиков. Все встали, читают благодарственную молитву и выходим из трапезы. Да, забыл сказать, во всех монастырях, где я был, во время трапезы кто-то из монахов читает святых отцов.
Выходим из трапезы. Иеромонах, который вёл службу, после трапезы благословляет всех выходящих и мы, почти сразу, идём в храм. Выносят святые мощи. ……
Уже стемнело, мы сидим у кипариса. Возле отца А. небольшая куча паломников-земляков из Украины, которые благословились у него и рассказали об их путешествиях за последние два дня. Ребята за два дня прошли несколько монастырей по побережью, взошли на вершину Афона, пришли в Лавру. Путь очень большой, учитывая постоянные подъёмы и спуски. Как сказал один из участников их группы:
- Заново учимся ходить, ноги нас не слушаются.
Один, из их группы, с удовольствием отметил, что перед приходом в Великую Лавру они побывали где-то в скиту и успели там на трапезу. К их удовольствию, в Великую Лавру они пришли как раз к трапезе там. Потрапезничали и там и тут.
Уже довольно сильно стемнело, на дворе полумрак.
Тут из темноты появляются два старца-монаха. У одного палка, на которую он опирается и только, а у другого палка, чтобы опираться при ходьбе и кажется- это же и орудие, против особо нерадивых паломников. Первый идёт и что-то тихонько говорит, а второй грозно всех сгоняет с мест и на греческом гонит в кельи спать. Видимо, по-другому с нами нельзя, а то мы своим гомоном и монахам мешаем и сами не понимаем, что через несколько часов будет подъем, служба, а потом новая дорога.
Идём рядом с первым монахом-старцем. Он на полу-английском спрашивает:
- Откуда вы?
- Русиа, Москоу.
- О! Русия…
Тут Павел подал голос, что он с Украины…
Возникла мимолётная пауза и я тут же вставил:
- Эвлогитэ!
Улыбка…
- О Кириос!
(«Эвлогитэ» - по-гречески «благословите». «О Кириос» - «Бог благословит»)
Спрашивает, как нас зовут.
- Анатолий
- А.
- Павел.
Монах остановился и ткнув в сторону каждого пальцем, произнес
- Анатолиус, Артемус, Павлос.
Мы радостные киваем головой и говорим «Да». С ним рядом любому слову радуешься. Радуешься, что он не бьет нас палкой, как старец, который загонял паломников сзади нас. Радуешься, что он разговаривает с нами. Просто радуемся, что мы сейчас рядом с ним, от него веет любовью, мудростью, лаской. Нам этого очень не хватает в нашей жизни – ласки, любви. Стесняемся быть ласковыми и проявлять любовь к другим людям. Вспоминаю слова Алексея Ильича, попробую своими словами их пересказать, возможно, допущу неточность, но они мне близки по духу:
Православный, не теряет абсолютно ничего, соблюдая заповеди Бога. Даже если у кого-то получится представить, что Бога нет и всё это выдумки. Но, если это не выдумки и Бог есть, он приобретает всё. Атеист теряет после смерти всё.
«….Пей, но не напивайся как свинья. Ешь, но не обжирайся до визга. Женись, выходи замуж, но не гуляй направо и налево.»
Идём дальше по дороге к нашим кельям. На самом деле идти там тридцать шагов, но он идёт медленно, и мы не торопимся.
Всё, ложимся спать. Ставлю на зарядку телефон. Читал, что свет и электричество в розетках отключают в монастырях после 21:00, но где жили мы, свет и электричество в розетках было всю ночь. Кстати, не во всех монастырях в кельях есть розетки.
Да, забыл сказать, что у нас принято решение по поводу завтрашнего дня. Так, как мне очень хотелось попасть в сербский монастырь Хиландар и болгарский Зограф, а моим спутникам в русский Святого Пантелеймона, то на завтра принято решение разделиться. Времени у нас мало, наши новые знакомые с Украины сказали, что в отведенный срок мы не успеем побывать и там и там, переходы довольно большие.
Немного неуютно. Ребятам хорошо, они с отцом А., да и просто в группе, а одному как-то не по себе, но с другой стороны понимаешь, что смелость города берет, а на Афоне с помощью Богородицы и за день весь Афон можно пройти. Поэтому прошу Богородицу завтра помочь мне, так как на себя мне рассчитывать нельзя.