Признаки, предваряющие явление антихриста
Кровопролитные войны и стихийные бедствия в природе
Кровопролитные войны и разные бедствия в природе примут катастрофические размеры. Люди будут изнемогать от тяжести переживаемых бедствий. Они не в силах будут преодолеть их собственными усилиями, но и искать помощи у Бога не подумают по причине своего неверия. «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство... И будут большие землетрясения по местам, и глады и моры и ужасные явления, и великие знамения на небе... Падение Римского государства
«Солуняне, терпя постоянные притеснения и гонения за веру Христову, еще при жизни апостолов пришли к тому убеждению, что они переживают последние времена, что скоро придет антихрист и наступит конец мира. Основатель Солунской церкви, апостол Павел, узнав о беспорядках между христианами, вследствие ожидания скорой кончины мира, увещевает их быть стойкими в вере и не спешить колебаться умом. Молим вас, братья, писал он Солунянам, о Пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никаким образом: ибо день тот не придет, пока не придет отступление, и не откроется человек греха, сын погибели (2 Сол. 2, 13)».
Объяснение апостольских слов дает св. Иоанн Златоуст. В беседе четвертой на Второе послание святого апостола Павла к солунянам он говорит: «Когда окончится Римское владычество, придет антихрист. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут страшиться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и Божескую власть. Так точно прежде были разрушаемы царства: Ми дийское — вавилонянами, Вавилонское — персами, Персидское — македонянами, Македонское — римлянами; так и это последнее будет разорено и уничтожено антихристом; он же будет побежден Иисусом Христом». Согласно со св. Златоустом толкуют: св. Кирилл Иерусалимский, Феодорит, Амвросий Ме диоланский и др.
Может быть, ктонибудь заметил: почему апостол прямо не указал на падение Римского государства? На подобный вопрос отвечает св. Златоуст в той же беседе: «Так как апостол говорит о падении Римского государства, то ясно и понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не желает навлечь на себя бесполезной опасности; если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится Римское государство, то его, как возмутителя, непременно осудили бы на смерть, а вместе с тем воздвигли бы гонения на всех верующих и подвизающихся. Посему апостол и не употребил такого выражения; не сказал и того, что сие скоро случится, хотя намеками он и говорит это постоянно. Сказал только, что явится в свое время: Ибо тайна беззакония уже в действии».
«Толкование св. Иоанна Златоуста основывается и подтверждается книгой пророка Даниила (Гл. 2 и 7) и Апокалипсисом (Гл. 17). В книге Даниила Сам Святой Дух говорит, устами пророка, о четырех царствах, имеющих существовать последовательно друг за другом, до скончания мира. Смена царств раскрывается под образом идола, голова которого золотая, грудь и руки серебряные, чрево и бедра медные, голени железные, ноги — частью железные, а частью глиняные. Идол сей означает четыре царства: Ассирийское, Персидское, Греческое и Римское. Как идол имел две голени и из двух различных веществ, так Римское царство, изображенное под видом голеней, разделилось на две половины: Восточную и Западную. Восточная часть Римской империи, покоренная Оттоманскими турками (1453 года), утратила государственную самостоятельность; западная же останется целой до пришествия антихриста. Пророк Даниил так описывает возникновение и падение четырех Царств: «Тебе, царь, было такое видение: вот какойто большой истукан; огромный был этот истукан; в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его из серебра, чрево его и бедра медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколь камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные, частью глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались, как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великой горой, и наполнил всю землю». Даниил так толкует этот сон Навуходоносору, царю Ассирийскому: «Ты — эта золотая голова! Ты, царь, царь парей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу... После тебя восстанет царство ниже твоего и еще третье царство медное... А четвертое царство будет крепко как железо... И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое... сокрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 3144).
Более ясное толкование пророчества находим в житии пророка Даниила. «Царь Навуходоносор, ты голова золотая. После тебя будет другое меньшее царство — серебряное. Мышца и две руки означают два народа — Мидийский и Персидский. За серебряным последует медное. Восстанет тогда некто, облеченный в медь. Будет же это Александр Македонский, который разрушит МидоПерсидское царство. Наступит и четвертое, подобное железу. И как железо утончает все металлы: и золото, и серебро, и медь, так и это царство покорит всю вселенную. Две голени означают две части того царства: восток и запад, или греков и римлян. Ноги частью железные, частью глиняные, знаменуют то, что царство в последующее время раздробится на многие мелкие государства. Камень, оторвавшийся от горы без постороннего влияния и упавший на тело идола, прообразует Христа, Сына Божьего, имеющего родиться от Пресвятой Девы Марии без мужского смешения. Он, развеяв все временные владычества, утвердит царство духовное, которое не рассыплется во веки». Во втором послании к Фессалоникийцам в стихе седьмом главы второй читаем: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (на стар, слав.: Тайна бо уже беззакония деется, точию держай ныне, дондеже от среды будет).
«Большинство отцов и учителей Церкви и церковных писателей под удерживающим разумели Римскую империю, а под взятием держащего от среды — раздробление и разрушение ее, имеющее произойти при антихристе, или перед антихристом. Основания этого мнения следующие: а) Распространено мнение, что четвертое царство, виденное Даниилом под образом четвертого безымянного и страшного зверя, есть Римское царство; а по книге Даниила это царство представляется последним из всемирных царств, и из него возникает антихрист; б) во времена отцов Римская империя была таким могущественным царством, обнимавшим концы известной тогда вселенной, что из всех действующих на земле сил она казалась наиболее способною задержать явление антихриста; в) прикровенность речи апостола о задерживающем явление антихриста на водила на догадку, что говорить об этом предмете открыто было нельзя, опасно, а для христиан страшной и опасной силою, кроме враждующих, но не особенно опасных иудеев, было в то время правительство Римской империи.
Это мнение об удерживающем и держай в древности было самым распространенным и казалось если не несомненным, то наиболее вероятным из всех мнений».
Святые отцы под «удерживающим» понимали Римскую империю, а под «держащим» — римских императоров; в широком смысле слова под этими выражениями понимались законный государственный правопорядок на земле и представители его — законные государи, как обуздывающие на земле проявления зла. Великие отцы и угодники Божии нашей Российской Церкви понимали под этим Российское Государство и Российских Государей как законных правопреемников Римской, а потом Византийской Империи. Если принять во внимание, что Россия после падения Византии осталась на земле единственным могущественным государством, которое было подлинным оплотом единой истинной Православной веры на земле, а Российские Государи — покровителями и защитниками Православной Церкви во всем мире, то такое толкование представляется вполне разумным и естественным.
Так именно думал и великий праведник, молитвенник и чудотворец нашего времени — св. Иоанн Кронштадтский. Множество вдохновенных, пламенных проповедей его, особенно в последние годы его жизни, посвящены теме об «отступлении», так явно совершавшемся на глазах праведника у нас в России, стремительно катившейся в бездну безбожия и нечестия. Не говорил он, что «не происходит ничего особенного», что, «так, мол, всегда было и прежде», как говорят некоторые даже теперь, после всех ужасов, постигших нашу Родину, но горячо предостерегал русский народ, предупреждая о неминуемо надвигающейся на него каре Божией за бо . гоотступничество и предрекая о последующем вскоре затем приходе антихриста.
«Мы переживаем ужасные времена, пови димому, последние, — так говорил он в проповеди 13 февраля 1907 года — и, хотя день и час будущего Страшного суда никому из людей неизвестны, однако, есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии. Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и добрых делах»... «Усердно подвизайтесь, братие, для своего спасения, чтобы последний день не застал вас спящими!»
А вот как ясно говорит он об антихристе и о том, кого надо подразумевать под «удерживающим»:
«Чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, и величайший злодей мира, который явится в последние время — антихрист не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое Учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист^ доколе будет Знамения пришествия антихриста существовать самодержавная власть. «Тайна бо уже деется беззакония», но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас удерживающий: пока не будет взят от среды удерживающий теперь, и тогда явится беззаконник, которого Господь убьет духом уст Своих» (2 Фес. 2, 78). («Новые слова, произнесенные в 1902 г. изд. 1903 г., стр. 47). А в другой проповеди, произнесенной в том же году, о. Иоанн решительно говорит: «когда возьмется от земли удерживающий (самодержец), тогда придет антихрист...» (архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи», т. 1, Свято Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1975).
Повсеместное распространение Евангелия
«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»7. «Но что значит: во свидетельство всем народам? Так как Евангелие всюду было проповедано, — замечает святой Иоанн Златоуст, — но не всюду уверовали в него, Христос говорит: во свидетельство будет не уверовавшим, — то есть, в обличение, в осуждение; во свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших и осудят их». «Тогда придет конец... Следовательно, не пришел, а только, так сказать, приблизился. Таким образом, мы имеем здесь общий признак конца (этого порядка вещей, конца настоящего мира), а не непосредственный, так что точное наступление кончины мира остается неизвестным. Блаженный Августин на вопрос епископа Исихия о времени кончины мира отвечал: тогда придет... — что означает как не то, что не придет прежде. Но когда придет после, — неизвестно это для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется Евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца».
«Итак, антихрист придет в мир только тогда, когда проповедь Евангельская пронесется по всей вселенной, когда все племена и народы озарятся светом христианского учения. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Иисус Христос придет для обличения противобожных иудеев по проповеда нии Евангелия у всех народов».
О всемирном распространении христианства свидетельствует и Давид: Все народы поработают Ему10. Все народы, которых Ты сотворил, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое". Дам народы в наследие Твое и пределы земли во владение Тебе12. Святой Иоанн Богослов рассказывает, что он видел «число запечатленных рабов Бога нашего из всех колен израильских... и великое множество людей из всех племен, народов и языков» (Откр. 7, 49).
Всякому, между тем, известно, что почти во всех частях света есть много племен и народов, которые не имеют понятия о христианской религии. Пойдут годы и целые века, пока все народы не просветятся истинным светом.
Иные, может быть, скажут, что уже апостолы проповедали Евангелие всем народам: по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их13. На такое возражение от вечу следующее: 1) Господь наш Иисус Христос, предсказывая свои мученикам о всемирном проповедовании Евангелия, добавляет, что тотчас после сего наступит кончина мира. Со времен апостольских прошло много столетий, а мир, долготерпением Божьим, держится и теперь. Значит, и Господь говорил не об апостольской проповеди, а о какойто другой, заключением которой будет страшный суд. 2) Христианскими учеными до чрезвычайной точности определены все места проповеднической деятельности апостолов. Они проповедовали в Старом Свете, о существовании же Нового, открытого в 15м столетии (1492), не только не знали, но и не предполагали. Посему, проповедь апостольская прошла по всей вселенной не личным их участием, но только славой и слухом».
Кровопролитные войны и разные бедствия в природе примут катастрофические размеры. Люди будут изнемогать от тяжести переживаемых бедствий. Они не в силах будут преодолеть их собственными усилиями, но и искать помощи у Бога не подумают по причине своего неверия. «Когда же услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть, но это еще не конец. Ибо восстанет народ на народ и царство на царство... И будут большие землетрясения по местам, и глады и моры и ужасные явления, и великие знамения на небе... Падение Римского государства
«Солуняне, терпя постоянные притеснения и гонения за веру Христову, еще при жизни апостолов пришли к тому убеждению, что они переживают последние времена, что скоро придет антихрист и наступит конец мира. Основатель Солунской церкви, апостол Павел, узнав о беспорядках между христианами, вследствие ожидания скорой кончины мира, увещевает их быть стойкими в вере и не спешить колебаться умом. Молим вас, братья, писал он Солунянам, о Пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никаким образом: ибо день тот не придет, пока не придет отступление, и не откроется человек греха, сын погибели (2 Сол. 2, 13)».
Объяснение апостольских слов дает св. Иоанн Златоуст. В беседе четвертой на Второе послание святого апостола Павла к солунянам он говорит: «Когда окончится Римское владычество, придет антихрист. И справедливо. Потому что до тех пор, пока будут страшиться этого государства, никто скоро не подчинится антихристу; но после того, как оно будет разрушено, водворится безначалие и он будет стремиться похитить всю — и человеческую, и Божескую власть. Так точно прежде были разрушаемы царства: Ми дийское — вавилонянами, Вавилонское — персами, Персидское — македонянами, Македонское — римлянами; так и это последнее будет разорено и уничтожено антихристом; он же будет побежден Иисусом Христом». Согласно со св. Златоустом толкуют: св. Кирилл Иерусалимский, Феодорит, Амвросий Ме диоланский и др.
Может быть, ктонибудь заметил: почему апостол прямо не указал на падение Римского государства? На подобный вопрос отвечает св. Златоуст в той же беседе: «Так как апостол говорит о падении Римского государства, то ясно и понятно, почему он только намекает на это и до времени говорит прикровенно. Он не желает навлечь на себя бесполезной опасности; если бы он сказал, что в непродолжительном времени разрушится Римское государство, то его, как возмутителя, непременно осудили бы на смерть, а вместе с тем воздвигли бы гонения на всех верующих и подвизающихся. Посему апостол и не употребил такого выражения; не сказал и того, что сие скоро случится, хотя намеками он и говорит это постоянно. Сказал только, что явится в свое время: Ибо тайна беззакония уже в действии».
«Толкование св. Иоанна Златоуста основывается и подтверждается книгой пророка Даниила (Гл. 2 и 7) и Апокалипсисом (Гл. 17). В книге Даниила Сам Святой Дух говорит, устами пророка, о четырех царствах, имеющих существовать последовательно друг за другом, до скончания мира. Смена царств раскрывается под образом идола, голова которого золотая, грудь и руки серебряные, чрево и бедра медные, голени железные, ноги — частью железные, а частью глиняные. Идол сей означает четыре царства: Ассирийское, Персидское, Греческое и Римское. Как идол имел две голени и из двух различных веществ, так Римское царство, изображенное под видом голеней, разделилось на две половины: Восточную и Западную. Восточная часть Римской империи, покоренная Оттоманскими турками (1453 года), утратила государственную самостоятельность; западная же останется целой до пришествия антихриста. Пророк Даниил так описывает возникновение и падение четырех Царств: «Тебе, царь, было такое видение: вот какойто большой истукан; огромный был этот истукан; в чрезвычайном блеске стоял он пред тобою, и страшен был вид его. У этого истукана голова была из чистого золота, грудь его и руки его из серебра, чрево его и бедра медные, голени его железные, ноги его частью железные, частью глиняные. Ты видел его, доколь камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукана, в железные, частью глиняные ноги его, и разбил их. Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались, как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великой горой, и наполнил всю землю». Даниил так толкует этот сон Навуходоносору, царю Ассирийскому: «Ты — эта золотая голова! Ты, царь, царь парей, которому Бог небесный даровал царство, власть, силу и славу... После тебя восстанет царство ниже твоего и еще третье царство медное... А четвертое царство будет крепко как железо... И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое... сокрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 3144).
Более ясное толкование пророчества находим в житии пророка Даниила. «Царь Навуходоносор, ты голова золотая. После тебя будет другое меньшее царство — серебряное. Мышца и две руки означают два народа — Мидийский и Персидский. За серебряным последует медное. Восстанет тогда некто, облеченный в медь. Будет же это Александр Македонский, который разрушит МидоПерсидское царство. Наступит и четвертое, подобное железу. И как железо утончает все металлы: и золото, и серебро, и медь, так и это царство покорит всю вселенную. Две голени означают две части того царства: восток и запад, или греков и римлян. Ноги частью железные, частью глиняные, знаменуют то, что царство в последующее время раздробится на многие мелкие государства. Камень, оторвавшийся от горы без постороннего влияния и упавший на тело идола, прообразует Христа, Сына Божьего, имеющего родиться от Пресвятой Девы Марии без мужского смешения. Он, развеяв все временные владычества, утвердит царство духовное, которое не рассыплется во веки». Во втором послании к Фессалоникийцам в стихе седьмом главы второй читаем: Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь (на стар, слав.: Тайна бо уже беззакония деется, точию держай ныне, дондеже от среды будет).
«Большинство отцов и учителей Церкви и церковных писателей под удерживающим разумели Римскую империю, а под взятием держащего от среды — раздробление и разрушение ее, имеющее произойти при антихристе, или перед антихристом. Основания этого мнения следующие: а) Распространено мнение, что четвертое царство, виденное Даниилом под образом четвертого безымянного и страшного зверя, есть Римское царство; а по книге Даниила это царство представляется последним из всемирных царств, и из него возникает антихрист; б) во времена отцов Римская империя была таким могущественным царством, обнимавшим концы известной тогда вселенной, что из всех действующих на земле сил она казалась наиболее способною задержать явление антихриста; в) прикровенность речи апостола о задерживающем явление антихриста на водила на догадку, что говорить об этом предмете открыто было нельзя, опасно, а для христиан страшной и опасной силою, кроме враждующих, но не особенно опасных иудеев, было в то время правительство Римской империи.
Это мнение об удерживающем и держай в древности было самым распространенным и казалось если не несомненным, то наиболее вероятным из всех мнений».
Святые отцы под «удерживающим» понимали Римскую империю, а под «держащим» — римских императоров; в широком смысле слова под этими выражениями понимались законный государственный правопорядок на земле и представители его — законные государи, как обуздывающие на земле проявления зла. Великие отцы и угодники Божии нашей Российской Церкви понимали под этим Российское Государство и Российских Государей как законных правопреемников Римской, а потом Византийской Империи. Если принять во внимание, что Россия после падения Византии осталась на земле единственным могущественным государством, которое было подлинным оплотом единой истинной Православной веры на земле, а Российские Государи — покровителями и защитниками Православной Церкви во всем мире, то такое толкование представляется вполне разумным и естественным.
Так именно думал и великий праведник, молитвенник и чудотворец нашего времени — св. Иоанн Кронштадтский. Множество вдохновенных, пламенных проповедей его, особенно в последние годы его жизни, посвящены теме об «отступлении», так явно совершавшемся на глазах праведника у нас в России, стремительно катившейся в бездну безбожия и нечестия. Не говорил он, что «не происходит ничего особенного», что, «так, мол, всегда было и прежде», как говорят некоторые даже теперь, после всех ужасов, постигших нашу Родину, но горячо предостерегал русский народ, предупреждая о неминуемо надвигающейся на него каре Божией за бо . гоотступничество и предрекая о последующем вскоре затем приходе антихриста.
«Мы переживаем ужасные времена, пови димому, последние, — так говорил он в проповеди 13 февраля 1907 года — и, хотя день и час будущего Страшного суда никому из людей неизвестны, однако, есть уже признаки приближения его, указанные в Евангелии. Поэтому всем надо быть готовыми ко всеобщему суду и жить в покаянии, любви и добрых делах»... «Усердно подвизайтесь, братие, для своего спасения, чтобы последний день не застал вас спящими!»
А вот как ясно говорит он об антихристе и о том, кого надо подразумевать под «удерживающим»:
«Чрез посредство державных лиц Господь блюдет благо царств земных и особенно благо мира Церкви Своей, не допуская безбожным учениям, ересям и расколам обуревать ее, и величайший злодей мира, который явится в последние время — антихрист не может появиться среди нас, по причине самодержавной власти, сдерживающей бесчинное шатание и нелепое Учение безбожников. Апостол говорит, что дотоле не явится на земле антихрист^ доколе будет Знамения пришествия антихриста существовать самодержавная власть. «Тайна бо уже деется беззакония», но дотоле не совершится, доколе не возьмется от нас удерживающий: пока не будет взят от среды удерживающий теперь, и тогда явится беззаконник, которого Господь убьет духом уст Своих» (2 Фес. 2, 78). («Новые слова, произнесенные в 1902 г. изд. 1903 г., стр. 47). А в другой проповеди, произнесенной в том же году, о. Иоанн решительно говорит: «когда возьмется от земли удерживающий (самодержец), тогда придет антихрист...» (архиепископ Аверкий (Таушев) «Современность в свете Слова Божия. Слова и речи», т. 1, Свято Троицкий монастырь, Джорданвилль, 1975).
Повсеместное распространение Евангелия
«Проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец»7. «Но что значит: во свидетельство всем народам? Так как Евангелие всюду было проповедано, — замечает святой Иоанн Златоуст, — но не всюду уверовали в него, Христос говорит: во свидетельство будет не уверовавшим, — то есть, в обличение, в осуждение; во свидетельство: уверовавшие будут свидетельствовать против не уверовавших и осудят их». «Тогда придет конец... Следовательно, не пришел, а только, так сказать, приблизился. Таким образом, мы имеем здесь общий признак конца (этого порядка вещей, конца настоящего мира), а не непосредственный, так что точное наступление кончины мира остается неизвестным. Блаженный Августин на вопрос епископа Исихия о времени кончины мира отвечал: тогда придет... — что означает как не то, что не придет прежде. Но когда придет после, — неизвестно это для нас. Посему, хотя бы нам и известно было, что проповедуется Евангелие среди всех народов, однако не можем сказать, сколько времени осталось до конца».
«Итак, антихрист придет в мир только тогда, когда проповедь Евангельская пронесется по всей вселенной, когда все племена и народы озарятся светом христианского учения. Св. Иоанн Дамаскин говорит: «Иисус Христос придет для обличения противобожных иудеев по проповеда нии Евангелия у всех народов».
О всемирном распространении христианства свидетельствует и Давид: Все народы поработают Ему10. Все народы, которых Ты сотворил, придут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое". Дам народы в наследие Твое и пределы земли во владение Тебе12. Святой Иоанн Богослов рассказывает, что он видел «число запечатленных рабов Бога нашего из всех колен израильских... и великое множество людей из всех племен, народов и языков» (Откр. 7, 49).
Всякому, между тем, известно, что почти во всех частях света есть много племен и народов, которые не имеют понятия о христианской религии. Пойдут годы и целые века, пока все народы не просветятся истинным светом.
Иные, может быть, скажут, что уже апостолы проповедали Евангелие всем народам: по всей земле прошел голос их, и до пределов вселенной слова их13. На такое возражение от вечу следующее: 1) Господь наш Иисус Христос, предсказывая свои мученикам о всемирном проповедовании Евангелия, добавляет, что тотчас после сего наступит кончина мира. Со времен апостольских прошло много столетий, а мир, долготерпением Божьим, держится и теперь. Значит, и Господь говорил не об апостольской проповеди, а о какойто другой, заключением которой будет страшный суд. 2) Христианскими учеными до чрезвычайной точности определены все места проповеднической деятельности апостолов. Они проповедовали в Старом Свете, о существовании же Нового, открытого в 15м столетии (1492), не только не знали, но и не предполагали. Посему, проповедь апостольская прошла по всей вселенной не личным их участием, но только славой и слухом».