Богослужение: Ектения великая

Богослужения

Ектениею называется соединение нескольких прошений, произносимых диаконом одно за другим, на каждое из которых лик поет: «Господи, помилуй» «Подай, Господи». Таких ектений четыре: великая, малая, сугубая и просительная.
Великая ектения включает в себя двенадцать прощений. Она начинается возгласом диакона: «Миром Господу помолимся». Помолимся, примирившись со всеми нашими ближними, помолимся с духом спокойным, свободным от всякого гнева и вражды, ибо иначе молитвы наши не будут приняты Богом. Господь сказал: Если ты принесешь дар твой к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и поди, прежде помирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 23-24). За возгласом диакона следуют прошения:
«О свышнем мире и о спасении душ наших Господу помолимся». Сими словами мы молимся, чтобы Господь водворил в нас мир, который не только является необходимым основанием для нашей молитвы, но основанием самого спасения.
«О мире всего мира, благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех Господу помолимся». Молимся так о спокойствии всего мира, о хорошем состоянии христианских церквей, о соединении с нами в духе и мире тех, кто не принадлежит к Православию.
«О святем храме сем и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в онъ, Господу помолимся». Сими словами мы молим Бога о сохранении храма, в котором собираемся, равно и о всех благоговейно посещающих его.
«О Великом Господине и Отце нашем Святейшем Патриархе (имярек), и о Господине нашем Высоко-преосвященнейшем митрополите (имярек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем притче и людех. Господу помолимся». Так мы молимся о высшем архиерее Православной Российской Церкви, Святейшем Патриархе, и о первенствующем архиерее нашей епархии; молимся о наших добрых пастырях, священниках, поставленных Самим Господом для просвещения нас Словом Божиим, освящения нас благодатными Таинствами и руководствования нами; молимся о диаконстве, о всем причте и, конечно, о людях, стоящих рядом с нами, как о наших братиях во Христе.
«О Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, Господу помолимся». Молимся сими словам о стране, которую, верим, хранит Господь, молимся о власти, трудящейся на благо Отечества, молимся и о воинстве, жертвующем своим покоем и нередко самой жизнью за Церковь и Отечество.
«О граде сем, всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся». Молимся здесь не только о том городе, в котором сами живем, но, по чувству любви христианской, и о всех других городах и окрестных селениях, названных в ектении общим именем страны.
«О благорастворении воздухов, о изобилии плодов земных и временех мирных, Господу помолимся». Молимся о всех этих благах, как о тех, недостаток которых человек чувствует с момента своего грехопадения.»
«О плавающих, путешествующих, недугующихМ страждущих, плененных, и о спасении их, Господу помолимся». Сими словами мы молим Бога, чтобы Он, знающий нужду и прошение каждого, подал всем им руку Своей помощи.
«О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся». Так молим, чтобы милосердый Бог избавил нас от всех зол и бедствий.
«Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию». Молимся, чтобы Господь заступил и сохранил нас не по делам нашим, а единственно по Своей милости.
«Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим». Все наши нужды, все исчисленные прошения и самую жизнь нашу предадим Богу, ибо только Он знает, что действительно нужно для нашего спасения. Лик, который на все прежние прошения возглашал: «Господи, помилуй», теперь поет: «Тебе Господи».
Все сии моления священник завершает славословием Пресвятой Троице: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Эти слова означают, что мы обращаемся с молитвами к Богу и надеемся получить просимые от Него блага, единственно по причине Его бесконечных совершенств, побуждающих воздавать Ему всякую славу, честь и поклонение. На возглас священника лик отвечает: «Аминь», т.е. истинно, да будет так.