Богослужение: Священные одежды

Богослужения

Если для мирских дел при важных торжественных случаях одеваются в лучшие одежды, то тем паче при служении Господу Богу должно облачаться в особые одежды. Под священными одеждами подразумеваются одежды, употребляемые исключительно при Богослужении. Они бывают двоякого рода: в одни облекаются духовные лица, а другими покрываются различные священные предметы. По благолепию и святости Богослужения те и другие одежды шьются из парчи и других дорогих тканей.
Каждому чину священнослужителей и церковнослужителей назначены при Богослужении свои особые одежды. При этом высший чин священнослужителей всегда имеет облачения низших чинов: епископ, кроме одежд, ему собственно принадлежащих, имеет все одежды иерейские; так же и иерей — диаконские.
Одежды, в которые облачаются при Богослужении священные лица нашей Православной Церкви, суть следующие: стихарь, орарь, поручи, епитрахиль, пояс, набедренник, палица, фелонь, саккос, омофор и митра. Все эти одежды особенностью своей формы напоминают служителям Церкви о душевных доблестях и благих расположениях, требуемых от них званием, отвлекают от дольнего и возносят к горнему умы и сердца всех участников Богослужения.
Стихарь есть верхняя одежда диакона и нижняя у священников и архиереев, отчего у последних она называется подризником. Подризник, по большей части, бывает из ткани светлого цвета и напоминает о непорочности и чистоте сердца, требуемых от священного сана.
Орарь имеет вид длинной узкой ленты, носится диаконами на левом плече поверх стихаря и составляет принадлежность диаконского служения. Орарем диакон подает знак народу о времени молитвы, а певчим — о времени пения. Поскольку диаконы во время литургии напоминают своим служением о служении ангелов на небесах, то орарю и усвоено значение ангельских крыльев.
Поручи, или нарукавницы, введены Церковью в число священных одежд для того, чтобы священнослужители, стянув ими концы рукавов, удобнее могли действовать при служении. Возлежа на руках священнослужителей, они, с одной стороны, изображают узы, коими были связаны пречистые руки Спасителя, когда Он был веден к Пилату, а с другой — напоминают служителю Христову, чтобы он, совершая Таинства веры Христовой, не уповал на собственные силы, но поручал бы себя силе Божьей.
Епитрахиль есть одежда, носимая архиереями и священниками, обходящая около шеи и опускающаяся спереди до низа. Епитрахиль происходит от диаконского ораря, сложенного вдвое. Она означает высшую совершительную благодать, излитую на священника: по уставам Церкви, священник без епитрахили, как и диакон без ораря, не может совершать ни одной службы.
Пояс надевается поверх епитрахили и подризника и знаменует готовность служить Господу и Божественную силу, укрепляющую священнослужителей в прохождении их служения.
Набедренник и палица — это одежды, носимые на поясе при бедре. Первая представляет собой четырехугольный, несколько продолговатый плат, а вторая — плат квадратный. Обе сии одежды составляют отличие иереев и архимандритов и означают тот духовный меч, которым пастырь Церкви должен вооружиться против неверия и нечестия.
Фелонь, или риза, есть длинная круглая одежда без рукавов с отверстием для головы. Изображая собой ту хламиду, в которую облекли Спасителя ругавшиеся над ним воины, фелонь вместе с тем напоминает священникам и об одежде правды, которой они должны быть облечены как служители Христовы.
Саккос — одежда весьма сходная по своей форме с ветхозаветным первосвященническим ефодом и с далматиком греческих императоров. Она употребляется архиереями вместо фелони и имеет с ней одинаковое значение.
Омофор, устроившийся прежде из шерсти, носится епископами на плечах и означает прежде погибшую, а потом обретенную овцу, несомую пастырем. Омофор исключительно принадлежит епископам и столь тесно связан с их достоинством, что без него они не совершают ни одного священнодействия, не преподают ни одного Таинства.
Митра составляет головное украшение архиереев, архимандритов и иногда протоиереев. Она служит символом пастырской власти. Такое же значение имеют скуфьи и камилавки, даваемые в нашей Церкви священникам в виде отличия.
Наперсный крест носится епископами на груди поверх облачения в знак того, что они должны иметь Христа распятого в сердце и исповедовать Его устами. Различно украшенные наперсные кресты даются также всем архимандритам и, как знаки отличия, — протоиереям и священникам.
Панагия — небольшой круглый образ Спасителя или Божьей Матери, носимый архиереями на груди.
Жезл, или посох, употребляемый при священно-служении архиереями, указывает на их пастырскую обязанность: направлять свою паству на путь спасения, не допускать ее до заблуждений и отражать нападающих на нее духовных волков.
Орлецы — круглые коврики с изображением орла, летящего над городом. Они полагаются во время богослужения под ноги епископу и напоминают ему, что он должен своими помыслами и делами стремиться к небесам. К числу священных одежд, которыми покрываются различные священные вещи, употребляющиеся при Богослужении, относятся: облачения и покровы престола (сорочка, индития, илитон, анти-мйнс) и покровы для Святых Даров.
Соответственно двоякому значению престола: как гроба Господня и как престола Божия — на нем полагаются две различные одежды. Нижняя престольная одежда, или сорочка, устраиваемая из белого полотна и знаменующая собой плащаницу, которой было обвито тело Иисуса Христа во гробе; и верхняя престольная одежда, или индития, устраиваемая, сообразно высокому значению престола Господня, из драгоценной материи.
На верхней одежде престола полагается илитон — шелковый плат, в который завертывается антиминс. Он знаменует тот плат (сударь), которым обвязана была голова Иисуса Христа во гробе.
На илитон полагается антиминс (вместопресто-лие) — шелковый плат, на одной стороне которого изображено положение Иисуса Христа во гроб, а с другой стороны зашиты частицы святых мощей какого-либо святого. На распростертом антиминсе, по перенесении их с жертвенника на престол, поставляются и освящаются Святые Дары. Антиминс, как и сам престол, непременно освящается архиереем. Антиминс раскрывается только на литургии и закрывается в конце ее. Без него литургия не совершается.
История появления антиминсов такова. По древнему церковному обычаю, храм и престол должны освящаться только архиереем. Но так как архиереи не всегда лично могли являться на освящение храмов, то они стали поручать это дело священникам, а от себя посылали во вновь устроенные церкви освященные ими льняные или шелковые платы, чтобы на сих последних совершалось освящение Даров во время литургии. В случае, когда антиминс посылался в храм, не освященный архиереем, в него вшивали часть святых мощей. Кроме того, на Востоке христианские церкви часто подвергались нападениям со стороны неверных и еретиков. Поэтому, чтобы сохранить святыни от поругания, иногда принято было не устраивать прочных престолов, а держать только шелковые платы, освященные архиереем — антиминсы.
Покровы для Святых Даров бывают следующие: два малых покрова, или покровца, служащие для покрывания отдельно чаши и дискоса, и один большой покров, служащий для покрывания и чаши, и дискоса вместе. Последний называется также воздухом, потому что, возлежа на звездице, он изображает собой воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. В таинственном отношении большой и малый покровы означают и пелены, которыми повит был Иисус Христос при рождении, и Его погребальные покровы.