Храм Благовещения в Петровском парке (Евангелие в камне)
Каждая церковь поистине уникальна в своем роде. Часто мы пытаемся сравнивать архитектурный облик одного храма с другими, пытаемся подобрать слова и понять, какой же из них красивее, ищем аргументы, в действительности же сравнения здесь неуместны, ведь у каждого человека есть свое собственное ощущение и понимание красоты. Каждый раз заходя в новую церковь, я понимаю, насколько все они, как и люди, не похожи друг на друга. Есть храмы светлые, сияющие, со множеством новых икон, в такие заходишь и понимаешь: вот оно, торжество Света, нимб православия. В таких церквах всегда много людей, и ходят они туда с удовольствием.
В деревнях можно встретить храмы простые, безыскусные, но чудесные в своей скромности, уединении и смиренности. Не отданные в дар за чудесное исцеление перстни с каменьями и золотые кресты висят на иконах, а чудные вышитые деревенские полотенца, платочки, отданные в дар Богородице.
Есть храмы, в которых совершенно нет праздничной атмосферы, в них темно, подчас даже мрачно, но именно в таких местах еще ярче сверкает луч надежды, духовного прозрения, блестят слезы раскаяния. Об одном из таких Храмов я и хочу рассказать.
В Москве у метро Динамо есть Храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, принадлежащий к Всехсвятскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной церкви.
История Храма насчитывает почти два столетия: в 1841 году Анна Дмитриевна Нарышкина , подруга Екатерины II, обратилась к императору Николаю I и Митрополиту Филарету с просьбой возвести на месте ее дачи вблизи Петровского парка храм.
У Анны Нарышкиной случилось большое горе, у нее умерла дочь, а затем скончалась и внучка. Нарышкина дала себе обет, что обязательно построит Храм, и, преодолев все преграды, выполнила свое обещание. Первый проект Храма был отвергнут царем, вероятнее всего это было сделано из-за того, что храм походил на Петровский дворец, располагающийся неподалеку от этого места. Вскоре проект другого архитектора и реставратора, известного в своей среде человека, участника строительства Большого кремлевского дворца, Федора Рихтера, был одобрен, и строительство началось в 1844 году, на пожертвование Нарышкиной. Архитектор хотел сделать купол колокольни вытянутым, параболическим, но данная деталь была перечеркнута царем Николаем I. Глава же церкви осталась традиционной, луковичной.
Закончили строительство в 1847 году, верхний престол освятили во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, а нижние: один во имя Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, другой во имя преподобных Ксенофонта и Марии. В 1901 году приобрели новые колокола для церкви. В 1904 году храм был расширен на средства прихожан, сделана пристройка, в которой разместили престол во имя Боголюбской иконы Божией Матери. Престол освятили в 25 ноября 1904 года. В 1916—1917 году роспись стен и сводов сделал художник Александр Бороздин. В 1934 году церковь была отдана Академии им. Жуковского, в ней располагался склад, была разобрана часть колокольни и купола, пострадало крыльцо.
1991 года храм был передан Русской Православной Церкви, при храме разместили академию Патриархии. 6 сентября 1997 года, ко дню 150-летия освящения храма были полностью закончены восстановительные ремонтные и реставрационные работы.
Главной святыней храма является икона «Господь Вседержитель Владыка мира», она располагается в левом углу иконостасного ряда. Когда заходишь в церковь, оказываешься как будто бы во тьме собственной греховности, в глубине своей собственной души.
Справа на иконостасе - икона Вседержителя с полными печали огромными глазами, писанная на трех досках в далеком 17 веке. Говорят, что иконе более чем 350 лет.
В иконе нет смиренности, она огненно поражает в самое сердце, шокирует своей глубиной. Нет в ней искусственности, приукрашивания. Этот образ не от мира, он далек от эстетики и изящества. Он написан суровым, северным русским человеком на простом наивном языке, безо всякой изобразительности, без творческих задач, начертан так, как Бог на душу положил написать простому прямодушному человеку.
Есть в ней что-то отреченное, монашеское, строгое. По преданию, сотворена она старцем Дионисием Глушицким в XV веке.
В полумраке церкви глаза Вседержителя производят впечатление не на поверхностном эстетическом уровне, а на каком-то глубинном, подсознательном, они смотрят из глубины веков. Каждый раз у меня складывается ощущение, что образ строжайше говорит самым последним грешникам «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" (Мф. 25, 41)
И каждый раз в сиянии свечей, в полумраке церкви, под этим прямым и твердым взглядом, клятвенно обещаешь себе исправиться.
Найдена икона якобы «случайно», как говорит отец Димитрий Смирнов: два молодых человека на праздник Успения принесли три старые доски, композицию размером 206 х 161,5, на нем был потемневший образ Христа. В церкви уже предположили, что доски гораздо старее написанного Образа и стали потихоньку очищать изображение, и под слоем краски оказался огромный глаз Господа Вседержителя размером в две ладони!
Аналогов этой иконе нет в Москве.
Престольной же иконой является икона Благовещения Пресвятой Богородицы, выложенная мозаикой. На ней изображены Архангел Гавриил и Дева Мария. Эта икона праздничная, нарядная, ее очень любят дети. Есть здесь и старинные иконы Николая Чудотворца, Матрены Московской, Серафима Саровского и множество других, к этим образам святых и к Богу люди приходят за помощью и получают ее.
Есть в этой церкви ощущение того, что происходит возрождение православия в его настоящем, честном, безыскусном виде. Как вернулась из небытия икона Вседержителя, пережив под «покровом» революцию и гонения на церковь, так и люди, пришедшие в Храм, постепенно возвращаются к истокам своей веры, к началу своей истории.
Ирина, я не знаю