В чем состоит сила священнического благословения
«Сила крестная — священническое благословение», — так определил святой праведный Иоанн Кронштадтский значение священнического благословения. Благословение — это призывание Божией благодати на того, кто благословляется, получает благословение. Благословением восполняются, обновляются и направляются ко благу жизнь, силы и действия созданий Божиих. Воздух, пища, плодородие земли, изобилие благ земных, здоровье, мир, любовь, благоденствие народа, долголетие, умножение веры, истинное просвещение, правосудие, честность и т. д. — все это плоды Божия благословения.
Благословение известно с глубокой древности. Уже при создании неразумных тварей Бог благословил их: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 22). После создания наших прародителей Бог благословил их: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Свое благословение Бог неоднократно повторял затем Ною (см.: Быт. 9, 1), Аврааму, Исааку, Иакову и «благословил вся патриархи, благословил Иосифа и жену его Асенефу, Моисея и Сепфору, Иоакима и Анну, Захарию и Елисавет» (Молитва при венчании).
Сила благословения дарована и родителям по отношению к детям. Так, патриарх Иаков, благословляя своих детей, возложил на них руки (см.: Быт., гл. 48 и 49). Сила благословения Божия дарована и ветхозаветному священству. При сооружении пророком Моисеем скинии, или походного храма, Бог заповедал: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их (Чис. 6, 23— 27). И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ (Лев. 9, 22-23).
В Новом Завете первое благословение рукой преподал Сам Господь наш Иисус Христос. Он благословлял пищу (см.: Мф. 14, 15-19; Мк. 10, 13—16); при вознесении на небо благословил апостолов (см.: Лк. 24, 50).
По примеру Спасителя благословение рукой употребляли святые апостолы (см.: 1 Кор. 10, 16); стали употреблять и преемники их служения — иереи и епископы. Такой способ благословения существует и по настоящее время.
Благословляя нас рукой, священник или епископ складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника нас благословляет Сам Господь наш Иисус Христос. Такое сложение перстов называется име-нословным. Имя Господа имеет столь великую силу, что мы им освящаемся и оправдываемся: но омылись, но освяти-лись, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11); наши молитвы исполняются только тогда, когда они будут совершаться во имя Иисуса Христа: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13—14); именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17); именем Господним апостолы творили чудеса и знамения (см.: Деян. 2, 43; 3, 6, 11 — 16). При богослужении, например, на полунощнице, часах, повечерии, чтец взывает к священнику, чтобы он благословил именем Господним: «Именем Господним благослови, отче!» И мы, когда просим благословения от архиерея или священника, просим благословения именем Господним. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Для получения благословения нужно складывать руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося: «Благословите, батюшка (или владыка)». Священник, благословляя, призывает имя Святой Троицы и употребляет знамение креста. «Не человек благословляет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — а Бог его рукою и языком». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Это ясно и из слов священника — «Бог благословит!». Святитель Николай Сербский поясняет, что, целуя руку священника, «вы целуете сан, который от апостолов перешел на множество служителей Божия алтаря. А целуя священнический сан, вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и до сегодняшнего дня». Когда мы принимаем благословения в ходе церковной службы (священник, произнося «Мир всем», или «Благословение Господне на вас...», или «Благодать Господа нашего...», осеняет молящихся крестным знамением), то в ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук. Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой — мы сначала крестимся, а потом делаем поклон. При этом складывать свои руки, как это делается при личном благословении, тем более подносить их после к устам или груди не надо.
Не следует подходить под благословение, когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Благословиться можно по окончании исповеди, в конце литургии, при целовании креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» должны иметь смысл, а не превращаться в поговорку. Благословиться у священника можно не только тогда, когда он облачен в богослужебные одежды, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Однако лучше не подходить за благословением вне храма к необлаченному священнику, который с вами не знаком.
Благословение имеет еще и значение приветствия. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Благочестивые предки наши старались начинать всякое дело после молитвы и приняв благословение от священника. В Церкви существует множество чинопоследований молебных пений для освящения всех сторон человеческой жизни: на основание дома, над новым колодцем, чин благословения на путешествие, перед началом всякого благого дела и благодарственный по его окончании, на начало учения и т. д. Совершая эти молебны, священник просит Бога благословить наши дела и намерения. Без благословения Божия никакое дело не может иметь успеха, поэтому надо и нам самим призывать это благословение во всех житейских занятиях: на пищу свою, чтобы вкушать ее во здравие; на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на детей, чтобы они выросли в вере и благочестии; на все достояние, чтобы оно умножилось во благо нам и ближним.
Благословение известно с глубокой древности. Уже при создании неразумных тварей Бог благословил их: плодитесь и размножайтесь (Быт. 1, 22). После создания наших прародителей Бог благословил их: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1, 28). Свое благословение Бог неоднократно повторял затем Ною (см.: Быт. 9, 1), Аврааму, Исааку, Иакову и «благословил вся патриархи, благословил Иосифа и жену его Асенефу, Моисея и Сепфору, Иоакима и Анну, Захарию и Елисавет» (Молитва при венчании).
Сила благословения дарована и родителям по отношению к детям. Так, патриарх Иаков, благословляя своих детей, возложил на них руки (см.: Быт., гл. 48 и 49). Сила благословения Божия дарована и ветхозаветному священству. При сооружении пророком Моисеем скинии, или походного храма, Бог заповедал: скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых, говоря им: да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицем Своим и помилует тебя! да обратит Господь лице Свое на тебя и даст тебе мир! Так пусть призывают имя Мое на сынов Израилевых, и Я [Господь] благословлю их (Чис. 6, 23— 27). И поднял Аарон руки свои, обратившись к народу, и благословил его, и сошел, совершив жертву за грех, всесожжение и жертву мирную. И вошли Моисей и Аарон в скинию собрания, и вышли, и благословили народ (Лев. 9, 22-23).
В Новом Завете первое благословение рукой преподал Сам Господь наш Иисус Христос. Он благословлял пищу (см.: Мф. 14, 15-19; Мк. 10, 13—16); при вознесении на небо благословил апостолов (см.: Лк. 24, 50).
По примеру Спасителя благословение рукой употребляли святые апостолы (см.: 1 Кор. 10, 16); стали употреблять и преемники их служения — иереи и епископы. Такой способ благословения существует и по настоящее время.
Благословляя нас рукой, священник или епископ складывает пальцы так, что они изображают буквы IC XC, то есть Иисус Христос. Это значит, что через священника нас благословляет Сам Господь наш Иисус Христос. Такое сложение перстов называется име-нословным. Имя Господа имеет столь великую силу, что мы им освящаемся и оправдываемся: но омылись, но освяти-лись, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего (1 Кор. 6, 11); наши молитвы исполняются только тогда, когда они будут совершаться во имя Иисуса Христа: И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне. Если чего попросите во имя Мое, Я то сделаю (Ин. 14, 13—14); именем Моим будут изгонять бесов (Мк. 16, 17); именем Господним апостолы творили чудеса и знамения (см.: Деян. 2, 43; 3, 6, 11 — 16). При богослужении, например, на полунощнице, часах, повечерии, чтец взывает к священнику, чтобы он благословил именем Господним: «Именем Господним благослови, отче!» И мы, когда просим благословения от архиерея или священника, просим благословения именем Господним. Поэтому благословение священнослужителя мы должны принимать с благоговением.
Для получения благословения нужно складывать руки крестом: правую руку положить на левую ладонями вверх, произнося: «Благословите, батюшка (или владыка)». Священник, благословляя, призывает имя Святой Троицы и употребляет знамение креста. «Не человек благословляет, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — а Бог его рукою и языком». Получив благословение, мы целуем руку, нас благословляющую, — целуем как бы невидимую руку Самого Христа Спасителя. Это ясно и из слов священника — «Бог благословит!». Святитель Николай Сербский поясняет, что, целуя руку священника, «вы целуете сан, который от апостолов перешел на множество служителей Божия алтаря. А целуя священнический сан, вы целуете всех великих святителей и духовников, которые этот сан носили, начиная от апостолов и до сегодняшнего дня». Когда мы принимаем благословения в ходе церковной службы (священник, произнося «Мир всем», или «Благословение Господне на вас...», или «Благодать Господа нашего...», осеняет молящихся крестным знамением), то в ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук. Если же священник осеняет нас священными предметами: крестом, Евангелием, Чашей, иконой — мы сначала крестимся, а потом делаем поклон. При этом складывать свои руки, как это делается при личном благословении, тем более подносить их после к устам или груди не надо.
Не следует подходить под благословение, когда иерей причащает, совершает каждение храма, помазует елеем. Благословиться можно по окончании исповеди, в конце литургии, при целовании креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит. Слова «благословите, батюшка» должны иметь смысл, а не превращаться в поговорку. Благословиться у священника можно не только тогда, когда он облачен в богослужебные одежды, не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Однако лучше не подходить за благословением вне храма к необлаченному священнику, который с вами не знаком.
Благословение имеет еще и значение приветствия. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой принимают от него благословение. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.
Благочестивые предки наши старались начинать всякое дело после молитвы и приняв благословение от священника. В Церкви существует множество чинопоследований молебных пений для освящения всех сторон человеческой жизни: на основание дома, над новым колодцем, чин благословения на путешествие, перед началом всякого благого дела и благодарственный по его окончании, на начало учения и т. д. Совершая эти молебны, священник просит Бога благословить наши дела и намерения. Без благословения Божия никакое дело не может иметь успеха, поэтому надо и нам самим призывать это благословение во всех житейских занятиях: на пищу свою, чтобы вкушать ее во здравие; на свой честный труд и вообще на благие начинания, чтобы они были благоуспешны; на путь, чтобы он был благополучен; на детей, чтобы они выросли в вере и благочестии; на все достояние, чтобы оно умножилось во благо нам и ближним.