Почему священников называют «пастырями»
Пастырями мы называем только два чина церковной иерархии — епископов и священников (епископа, архиепископа, митрополита, экзарха, патриарха называют архипастырями).
Современному человеку, особенно городскому, трудно понять слово «пастырь» в его древнем значении. Понятие «пастырство» родилось в Ветхом Завете из живых отношений пастыря с паствой, то есть пастуха с теми домашними животными, которые были вверены его заботам. Пастырь в Библии защищает стадо от волков: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его (Цар. 17, 34— 35), заботится о стаде: хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах (Притч. 27, 23), применяется к его состоянию и положению: я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною (Быт. 33, 14), бережет слабых ягнят: как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей (Ис. 40, 11). Отношения между пастырем и стадом — это не только власть, но и любовь и преданность.
В Новом Завете Спаситель предстает Пастырем овец великим (см.: Евр. 13, 20), Пастырем, ведущим на живые источники вод (см.: Откр. 7, 17), Пастырем, ищущим пропавшую овцу (см.:Лк. 15, 4—7). В этой притче нас поражает нежность и забота пастыря. Овца отдалилась от стада, ушла на другое пастбище, ища свежую траву, и забыла свое стадо, других овец и самого пастыря. Но пастырь ее забыть не может, и не потому, что боится понести материальный убыток, недосчитавшись одной овцы, а потому, что каждая овца у пастыря сочтена, каждая ему дорога, она родилась в его доме, вскормлена его руками, защищена от волков. И здесь выявляются две черты пастырского попечительства. Первая — это ласка, нежность, сознание того, что нет ничего дороже этой овцы. Вторая черта — это деятельная, мужественная любовь, защита, заступление, то, что в древности называли «печалование».
В Евангелии от Иоанна мы находим слова Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.... Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10, 11 — 14). Пастырь идет впереди своего стада, чтобы первым встретить опасность: вора, разбойника, хищного зверя, разлившуюся реку — что бы ни пришлось им встретить в пути, он встречает первый, становясь лицом к лицу с надвигающейся бедой.
По окончании земной жизни Спаситель поручает Своим апостолам пастырское служение в Церкви, через апостолов это служение перешло к епископам, а от них — к священству. Вот как наставляет своих преемников апостол Павел: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 28-30).
Современному человеку, особенно городскому, трудно понять слово «пастырь» в его древнем значении. Понятие «пастырство» родилось в Ветхом Завете из живых отношений пастыря с паствой, то есть пастуха с теми домашними животными, которые были вверены его заботам. Пастырь в Библии защищает стадо от волков: раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его (Цар. 17, 34— 35), заботится о стаде: хорошо наблюдай за скотом твоим, имей попечение о стадах (Притч. 27, 23), применяется к его состоянию и положению: я пойду медленно, как пойдет скот, который предо мною (Быт. 33, 14), бережет слабых ягнят: как пастырь Он будет пасти стадо Свое; агнцев будет брать на руки и носить на груди Своей (Ис. 40, 11). Отношения между пастырем и стадом — это не только власть, но и любовь и преданность.
В Новом Завете Спаситель предстает Пастырем овец великим (см.: Евр. 13, 20), Пастырем, ведущим на живые источники вод (см.: Откр. 7, 17), Пастырем, ищущим пропавшую овцу (см.:Лк. 15, 4—7). В этой притче нас поражает нежность и забота пастыря. Овца отдалилась от стада, ушла на другое пастбище, ища свежую траву, и забыла свое стадо, других овец и самого пастыря. Но пастырь ее забыть не может, и не потому, что боится понести материальный убыток, недосчитавшись одной овцы, а потому, что каждая овца у пастыря сочтена, каждая ему дорога, она родилась в его доме, вскормлена его руками, защищена от волков. И здесь выявляются две черты пастырского попечительства. Первая — это ласка, нежность, сознание того, что нет ничего дороже этой овцы. Вторая черта — это деятельная, мужественная любовь, защита, заступление, то, что в древности называли «печалование».
В Евангелии от Иоанна мы находим слова Иисуса Христа: Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.... Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня (Ин. 10, 11 — 14). Пастырь идет впереди своего стада, чтобы первым встретить опасность: вора, разбойника, хищного зверя, разлившуюся реку — что бы ни пришлось им встретить в пути, он встречает первый, становясь лицом к лицу с надвигающейся бедой.
По окончании земной жизни Спаситель поручает Своим апостолам пастырское служение в Церкви, через апостолов это служение перешло к епископам, а от них — к священству. Вот как наставляет своих преемников апостол Павел: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою (Деян. 20, 28-30).