Почему нельзя осуждать священников

Илия был человек, подобный нам, сказано в апостольском послании (Иак. 5, 17). Священники пришли не из другого мира, они такие же, как и мы, потомки Адама, с той же прирожденной наклонностью ко злу, как и все люди. Разница лишь в том, что они предстоят у святого престола, что удостаиваются освящающей благодати Божией непрерывно, иногда и каждый день, и таким образом имеют от Господа Бога в сравнении с мирянами гораздо больше сил противостоять греху и соблазнам.
Если же священники и впадают в грехи, то зачастую виноваты в этом миряне, подающие соблазн. Таким образом, и в этом случае необходимо не только снисхождение к священнослужителям, но и покаяние за их и наши пороки. Ведь не только священники дадут ответ Богу за своего пастыря, но и прихожане не останутся без ответственности пред Богом за своего пастыря.
Когда прихожанка начала осуждать кого-то из духовенства, белгородский старец архимандрит Григорий сказал: «Давай лучше помолимся за него». Он поставил ее с собой на молитву и три часа молился. Вот завет великого старца и пример правильного отношения к пастырям. «Пастырь так же слаб, как и всякий человек, и потому не удивительно, что грешит, как человек. Поэтому нужно тебе о нем молиться, чтобы он исправился, — это будет на общую пользу», — писал святитель Тихон Задонский.
Блаженный Феофилакт Болгарский писал, что «благодать действует и через недостойных, так что мы освящаемся и через недостойных иереев». И святитель Афанасий (Сахаров) пишет: «Благодать Божия подается в Церкви и освящение совершается не священниками и не зависит от их личных достоинств, а только через священников. И через недостойных архиереев или иереев совершаются таинства. Господь посылает Ангела Своего, который за недостойных священнослужителей совершает службу Божественную и подает благодатное освящение с верою приступающим».
Наше недовольство священнослужителем чаще всего вызывается тем, что он не выслушал нас на исповеди, отнесся к нашим грехам и бедам, по нашему мнению, невнимательно. Ведь придя в храм, мы хотим соприкоснуться с совершенно иной жизнью, чем та, которая окружает нас в мире. Красоту, которая видна в устройстве храма, в облачениях священников, в церковном пении, мы хотим видеть и в отношениях между верующими, в отношении священнослужителей к нашим бедам и горестям. Мы ищем в отношениях между верующими людьми любви, правды, ждем, что к нашим нуждам отнесутся с пониманием и любовью.
Все это случается, к сожалению, редко. Человек, недавно пришедший в церковь, может столкнуться с тем же, что и в миру. Увидеть за этим действие благодати Божией бывает для новоначального порой очень нелегко...
Священнику, особенно в большие праздники, приходится принимать десятки, сотни исповедников. Естественно, что на каждого исповедника у него не может найтись много времени. К сожалению, часто в таких случаях происходит то, о чем пишет Святейший патриарх Алексий II: «[Некоторые] священники, в основном из белого духовенства, зачастую вовсе не выслушивают кающихся». Это, конечно, нехорошо, но если мы допустим возобладать в себе обиде или гневу, то причиним вред своей душе — в ней нарушится мир, появится ненависть или уныние, отчаяние. Святые отцы, величайшие знатоки всех тонкостей жизни гл души, единогласно советуют в подобных случаях смириться и обвинить себя словами благоразумного разбойника: «За грехи мои достойное приемлю», — и помолиться за себя и за священника, чтобы Господь простил и ему, и нам все, в чем мы согрешили. С другой стороны, если есть возможность, можно пойти в другой храм или к другому священнику.
Кроме того, обязательно нужно и самим учиться исповедоваться. Исповедь — это не беседа, не жалобы на других людей, не рассказ о жизни и о своих переживаниях. Если очень нужно о чем-то рассказать или спросить, то можно это, в крайнем случае, и совместить с исповедью, но только когда за спиной не стоят еще несколько десятков желающих исповедаться. Тогда для беседы лучше выбрать другое время.
Перечисление всех известных грехов или отчет перед Богом — тоже не исповедь. Исповедь — это покаяние, по возможности сердечное, в том, что тяготит совесть, в том, чем мы действительно оскорбили Бога и ближних. К исповеди надо готовиться дома, сравнивая свою жизнь с тем, что заповедал Господь в Евангелии или через апостолов, пользуясь и разъяснениями святых отцов. Еще лучше каждый вечер испытывать свою совесть, просматривать мысленно все, что сделано нами в течение дня. Если так учиться каяться, то трудностей с исповедью будет возникать меньше.
В тех случаях, когда нам все же кажется, что при таинстве исповеди нас не выслушали, не дали высказаться, и нас это смущает, следует помнить слова блаженного Августина: «Богу всегда принадлежит благодать, Богу и таинство, а человеку (совершителю таинства) — одно служение. Если он хорош, то согласуется с Богом, действует с Богом; если плох, то через него совершает Бог видимую форму таинства, а Сам дарует невидимую благодать... Не думайте, будто от нравов людей и действий зависят Божественные таинства: они святы от Того, кому И принадлежат».
«Если ваши наставники сами слабы и неисправны и слабо обращаются с духовными своими детьми, то вы старайтесь быть тверды, имейте страх Божий и храните совесть свою во всех делах ваших и поступках, более же всего смиряйтесь», — писал преподобный Амвросий Оптинский.
И в заключение приведем слова старца Адриана, иеромонаха Югской Дорофеевой пустыни. Он говорил: «Любите, уважайте, берегите вы своих священников... Если же что они сами делают несправедливо, на это не глядите, а слушайте, что они говорят, и это исполняйте на деле».

КОММЕНТАРИИ

Обязательные поля для заполнения *
Ваше имя*
Адрес электронной почты (не публикуется на сайте)
Текст комментария*


(Комментарии на сайте публикуются только после модерации)
Комментарии посетителей сайта