Толкование пророчеств апокалипсиса о звере из моря


антихрист и его предтеча, великий лжепророк, называются в Апокалипсисе зверями38. Греческое слово («зверь») означает такого зверя, у которого зверская природа особенно резко проявляется и дает себя чувствовать, как, например, У Диких зверей: гиены, шакала, тигра, в отличие 0т Домашних, прирученных животных, или как, Например, у змеи в отличие от других пресмыкающихся гадов. Далее, это слово в греческом языке употребляется для обозначения зверя в противоположность человеку; а у ап. Павла слово «зверь» употреблено в послании к Тимофею35 и о человеке для обозначения его звериного нрава: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые. Дикая свирепость разъяренного зверя с одной стороны, и коварство змея, с другой, сосредоточиваются в имени «зверь», которым означается антихрист и его лжепророк в Апокалипсисе. Но как по отношению к некоторым людям наименование их зверьми ясно и наглядно показывает, что у таких людей совершенно утратился образ и подобие Божие, что на место дыхания Божия выступило у них, при всей их головной мудрости и духовном образовании, пошлость, низость, лукавство внутреннего содержания их души, — так это в высшей степени идет по отношению к антихристу с его лжепророком. Впрочем, наименованием их зверьми останавливается более внимание на стороне их грубой дикости, необузданной свирепости, чем на стороне лукавства, хитрости. И действительно, далее мы увидим, как в силу зверской своей природы апокалипсические звери, то есть антихрист и лжепророк, направляются против Бога и всего, что от Бога, дышат огнем ненависти ко Христу и Его святому делу.
В 13й главе Апокалипсиса читаем:
И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные.
Зверь, которого я видел, был подобен барсу, ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная раНа исцелела,
И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю,
И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?
И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе.
И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.
Кто имеет ухо, да слышит.
Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть уби ту мечем. Здесь терпение и вера святых (Откр. 13, 110).
Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из сРеды волнующегося, подобно морю, рода лк>дского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дУх какойлибо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся Диавол, как думали некоторые, а человек.
Знамения пришествия антихриста
Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви Это — зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него так же семь, как и у самого диаволадра кона, причем головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или диавола, который отдаст ему свой престол.
Тайновидец заметил, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелилась, и это привело в удивление всю землю, следившую за зверем, и заставило подчиниться устрашенных людей, как дракону, давшему власть зверю, так и самому зверю. Все поклонились ему, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? Все это означает, что нелегко достанется антихристу власть над всем человечеством, что сначала придется вести ему жестокие войны и даже испытать сильное поражение, но потом последуют изумительные победы его и воцарение над миром. Воцарившемуся антихристу будут даны уста, говорящие гордо и богохульно, и власть действовать сорок два месяца. Таким образом, непродолжительна будет власть его, так как иначе, по слову Спасителя, не спаслась бы никакая
плоть. В стихах 6—10 главы 13 указывается об а3 действования антихриста: он будет отличаться богохульством, насилиями над людьми, ему Не покоряющимися, и «дано ему будет вести войну со святыми и победить их», то есть силою заставить подчиниться себе, конечно, чисто внешним образом, ибо поклонятся антихристу лишь те, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца. Одним только терпением и верою будут защищаться от антихриста святые, и их утешает Тайновидец уверением, что «кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом», то есть что антихриста ожидает праведное возмездие.
«Писание называет антихриста «зверем». Будет ли он и на самом деле какимто звероподобным или отвратительным чудовищем?
О, нет! Он изображен с несколькими головами и рогами, но это «знамение» должно понимать не буквально, а символически. В действительности, антихрист не будет какимто уродливым, зверским, отталкивающим страшилищем. Наоборот, он украшен «десятью диади мами», которые являются эмблемами царственной власти и величия. У него «престол», он повелевает «царями земными», под его контролем торговля и питание. К этой власти °н придет «лестью» и беспощадно истребит противников. В систему своего управления он введет все характерные черты четырех символических «зверей» пророка Даниила: Вавилон с роскошью и царственным блеском; Мидоерсидское правление, добавившее к роскоши гордость и жестокость; Греческое владычество, поражавшее всех высокими науками, изысканностью вкуса в искусствах и развлечениях Римский империализм, известный своей железной дисциплиной, строгостью и деспотизмом. Все это включено будет в политическую систему антихриста.
Тем не менее, антихрист во многом будет подражать Христу. Он — «зверь, вышедший из моря», охотно примет от сатаны то, что было, в свое время, предложено Христу (во время Его искушения в пустыне), но от чего Христос категорически отказался: «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».
Второе его подражание, на которое следует обратить внимание — это «раны зверя».
«Одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта рана исцелела»...
Здесь явное подражание смерти и воскресению Христа. «Ранами Христа мы исцелились». Воскресение Христа — подтверждение Его Божественности и абсолютной святости. Упоминание о том, что антихрист «смертельно был ранен», в греческом оригинале выражено словами: «заклан до смерти». Это те же самые греческие слова, которые употреблены и там, где сказано о Христе, как об «Агнце как бы закланном...»
Третье, не менее характерное, это то, что многие уверуют в антихриста и поклонятся ему:
«И дивилась вся земля... и поклонились Дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю»...
Отвергнув и поправ «раны Христа» — символ нашего спасения, искупления и оправдания,
поды уверуют в «раны антихриста». Усомнившиеся в возможности воскресения Христа из мертвых уверуют в чудесное исцеление «до смерти закланного» антихриста, уверуют и поклонятся45.
Мир созревает для такого «поклонения». Человек может получить от Бога «новое сердце» и способность уподобляться Христу, живя по духу и исполняясь Духом. Невозрожденный же человек легко может опускаться в омут греха и не только уподобляться антихристу и поклоняться «образу зверя», но, поклоняясь зверю, он и сам превратится в зверя. Мы можем, если пожелаем, «носить образ перст ного» (земного) или «Образ Небесного» и даже — «образ преисподнего». Всякий человек, отказывающийся пользоваться или руководствоваться совестью, здравым смыслом и человеческими чувствами, уподобляется или бессмысленному животному, или жестокому кровожадному зверю.
Шесть раз повторяется в этой главе фраза: «И дано было ему»... В наши дни, пока еще «не дано» ему, «не пришел час», «власть тьмы» не вступила еще в свои права. Но мы идем навстречу этому «последнему времени», когда то, что Удерживалось и не допускалось Богом, вдруг бу Дет допущено, «дано ему»...
«Даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно»...
Дракон дал антихристу именно такое «сердце гордое» и такой «помраченный разум»... Какие ужасные слова мы читаем дальше: отверз он уста свои для хулы на Бога, что бы хулить имя Его и жилище Его, и живущих на небе»... Особенно он направит свою хулу на Сына Божия. Сатана находит в этом удовольствие и занимается этим от начала: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца»46.
«И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем»...
антихрист будет признан всем миром, как небывалый гений и величайший благодетель человечества, осуществивший, наконец, идею всеобщего равноправия и «мирового владычества». Мы читаем, что люди спрашивали друг друга: «Кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?». Самодержавная, неограниченная власть приведет антихриста к кровавому деспотизму, а деспотизм — к закабалению и рабскому идолопоклонству. Поклонение образу зверя будет единственным средством избежать смерти, ибо: «убиваем будет всякий, кто не поклонится» ему по декрету.
Святым не миновать терпения и скорби на земле. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Там, где скорби, испытания и гонения, там терпение и вера святых окажутся неизменными их спутниками.
Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению свщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» (Против ересей, кн. 5, гл. 30).
Теги:

КОММЕНТАРИИ

Обязательные поля для заполнения *
Ваше имя*
Адрес электронной почты (не публикуется на сайте)
Текст комментария*


(Комментарии на сайте публикуются только после модерации)
Комментарии посетителей сайта