Числа в Священном Писании - Число 10
Число 10 - символ полноты, число законченного человеческого развития.
В Священном Писании сообщается о жизни допотопных патриархов. Память о них сохранилась в последующие века даже и среди народов, уклонившихся от истинного богопознания и следовательно лишившихся богооткровенного источника знаний о судьбах первобытного человека. Так, прежде всего историческая память различных народов сохранила предание о самом числе допотопных патриархов. Их было, как
Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы, вторую, среднюю — власти, господства и силы. К третьей относятся начала, архангелы, ангелы. (Дионисий Ареопагит. «О Небесной иерархии».)
известно, десять, считая от Адама до Ноя включительно (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной). Предание о десяти допотопных патриархах уносит нас к эпохе первобытной, когда предки всех народов, у которых мы встречаем это предание, жили еще вместе, чем только и может быть объяснена общность этих преданий. Поэтому было бы напрасно находить объяснение этого числа 10 в каком-либо из утонченных умозрений религиозной философии язычества, касательно таинственного значения числа.
Поскольку число 10, как число 7, на языке Священного Писания означают полноту, то результат от умножения их, т. е. 7x10 равное числу 70, является совершенным числом. Но о числе 70 будет отдельно сказано в конце книги.
Израиль 10 раз в Священном Писании назван невестою — шесть раз в Песне Песней, и четыре раза у пророков, именно — три раза у Исаии (49, 18; 61, 10; 62, 5) и один раз у Иеремии (7, 34) — по числу десяти заповедей, — число 10 (семь + три) означает округление, полноту и совершенство, а число 1000 (10x100) показывает совершенство бесконечной жизни.
Человеку, до его падения, надлежало возносить от себя и от всех тварей чистую жертву хвалы и благодарения общему всех Создателю. Такую же жертву будут возносить избранные Божие со тьмами ангелов, во граде Бога Живого, Иерусалиме Небесном. Но здесь, на земле, кроме жертвы хвалы и благодарения, требуются от христианина и другие жертвы Богу. Святой Иоанн Златоуст в одной своей беседе, исчислив различные жертвы Ветхозаветные, говорит, что на место всех их в Новом Завете установлена одна жертва Христова. Но добавляет: «имеем и мы в себе самих различные жертвы, не те, которые совершаются по закону, а те, которые приличны Благодати Евангельской». Таких жертв исчисляет он десять видов, таковы кроме жертвы Евха-ристии, жертва мученическая (Рим. 12, 1), т.е. принесение тела или жизни в жертву Богу, жертва молитвы (Пс. 140, 2), жертва воскликновения (Пс. 26,6), или славословия, жертва правды (Пс. 4, 6), милостыни (Иак. 1, 27), хвалы (Пс. 49, 14), проповедания (Рим. 15, 16) или благовествования Христова, особенно такова жертва сокрушения духа и смирения (Пс. 50,18).
В Евангелии от Матфея есть притча о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф. 25,1-2).
Царство Небесное не может, конечно, быть подобно десяти девам — это только особенный оборот речи, и значит, это Царство Небесное подобно всем обстоятельствам, изложенным в притче, в которых принимали участие десять дев. Тоже, что случилось с десятью девами, вышедшими навстречу жениху, бывает или будет и в царстве, учрежденном Спасителем. Все без исключения члены этого царства (число 10— число полноты), верующие и неверующие, или только слышавшие о Христе, могут походить на десять дев: здесь охарактеризована личность каждого человека, состоящего членом Христова Царства или вообще имеющего какое-либо отношение ко Христу.
Десяток сотен, т.е. тысяча (10x100)— означает совершенное число. Так, в Апокалипсисе (гл. 14, 20) сказано: «и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». Тысяча— число совершеннейшее, в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, шесть здесь — знамение числа дней творения, в которые устроен мир, т. е. — десяток сотен означает множество зла, шестерица их — усердное делание греха чрез злоупотребление тварью, в шесть дней созданною, и в шестисотое лето Ноево потоплена была вся земля.
В Священном Писании сообщается о жизни допотопных патриархов. Память о них сохранилась в последующие века даже и среди народов, уклонившихся от истинного богопознания и следовательно лишившихся богооткровенного источника знаний о судьбах первобытного человека. Так, прежде всего историческая память различных народов сохранила предание о самом числе допотопных патриархов. Их было, как
Первую, высшую и к Пресвятой Троице ближайшую иерархию составляют: серафимы, херувимы и престолы, вторую, среднюю — власти, господства и силы. К третьей относятся начала, архангелы, ангелы. (Дионисий Ареопагит. «О Небесной иерархии».)
известно, десять, считая от Адама до Ноя включительно (Адам, Сиф, Енос, Каинан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех, Ной). Предание о десяти допотопных патриархах уносит нас к эпохе первобытной, когда предки всех народов, у которых мы встречаем это предание, жили еще вместе, чем только и может быть объяснена общность этих преданий. Поэтому было бы напрасно находить объяснение этого числа 10 в каком-либо из утонченных умозрений религиозной философии язычества, касательно таинственного значения числа.
Поскольку число 10, как число 7, на языке Священного Писания означают полноту, то результат от умножения их, т. е. 7x10 равное числу 70, является совершенным числом. Но о числе 70 будет отдельно сказано в конце книги.
Израиль 10 раз в Священном Писании назван невестою — шесть раз в Песне Песней, и четыре раза у пророков, именно — три раза у Исаии (49, 18; 61, 10; 62, 5) и один раз у Иеремии (7, 34) — по числу десяти заповедей, — число 10 (семь + три) означает округление, полноту и совершенство, а число 1000 (10x100) показывает совершенство бесконечной жизни.
Человеку, до его падения, надлежало возносить от себя и от всех тварей чистую жертву хвалы и благодарения общему всех Создателю. Такую же жертву будут возносить избранные Божие со тьмами ангелов, во граде Бога Живого, Иерусалиме Небесном. Но здесь, на земле, кроме жертвы хвалы и благодарения, требуются от христианина и другие жертвы Богу. Святой Иоанн Златоуст в одной своей беседе, исчислив различные жертвы Ветхозаветные, говорит, что на место всех их в Новом Завете установлена одна жертва Христова. Но добавляет: «имеем и мы в себе самих различные жертвы, не те, которые совершаются по закону, а те, которые приличны Благодати Евангельской». Таких жертв исчисляет он десять видов, таковы кроме жертвы Евха-ристии, жертва мученическая (Рим. 12, 1), т.е. принесение тела или жизни в жертву Богу, жертва молитвы (Пс. 140, 2), жертва воскликновения (Пс. 26,6), или славословия, жертва правды (Пс. 4, 6), милостыни (Иак. 1, 27), хвалы (Пс. 49, 14), проповедания (Рим. 15, 16) или благовествования Христова, особенно такова жертва сокрушения духа и смирения (Пс. 50,18).
В Евангелии от Матфея есть притча о десяти девах: «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взявши светильники свои, вышли навстречу жениху; из них пять было мудрых и пять неразумных» (Мф. 25,1-2).
Царство Небесное не может, конечно, быть подобно десяти девам — это только особенный оборот речи, и значит, это Царство Небесное подобно всем обстоятельствам, изложенным в притче, в которых принимали участие десять дев. Тоже, что случилось с десятью девами, вышедшими навстречу жениху, бывает или будет и в царстве, учрежденном Спасителем. Все без исключения члены этого царства (число 10— число полноты), верующие и неверующие, или только слышавшие о Христе, могут походить на десять дев: здесь охарактеризована личность каждого человека, состоящего членом Христова Царства или вообще имеющего какое-либо отношение ко Христу.
Десяток сотен, т.е. тысяча (10x100)— означает совершенное число. Так, в Апокалипсисе (гл. 14, 20) сказано: «и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий». Тысяча— число совершеннейшее, в шестисотом же году жизни Ноя, знаем мы, грех потоплен водами, шесть здесь — знамение числа дней творения, в которые устроен мир, т. е. — десяток сотен означает множество зла, шестерица их — усердное делание греха чрез злоупотребление тварью, в шесть дней созданною, и в шестисотое лето Ноево потоплена была вся земля.