Свобода - значение слова в православном словаре

(Старец Паисий Святогорец) Свобода

Для того чтобы не оступиться на горке мирских соблазнов и не скатиться вниз, удалившись от Бога и наполнив свою душу смятением, дети должны постоянно прибегать к помощи старших, особенно в критическом подростковом возрасте. Они должны почувствовать необходимость послушания, понять, что в покорности родителям сокрыта их собственная польза, — и тогда они будут охотно им подчиняться и уверенно ориентироваться в духовном пространстве.
Подумайте о том, как ограничена свобода маленького ребенка. Девять месяцев он проводит в тесной материнской утробе. Новорожденного пеленают и кладут в колыбель. Через пятьшесть месяцев его сажают за высокую сетку. Подросшему ребенку запрещают выходить из дома одному, чтобы не свалился с лестницы, не ударился и т. п. Ведь если ему предоставить свободу, он упадет и расшибется или поранится. Все это нужно для того, чтобы обезопасить ребенка. На первый взгляд, мы таким способом лишаем его свободы, однако без этого с момента его появления на свет его жизнь подвергалась бы опасности. Но маленькие дети не понимают, что ограничения — это вынужденная мера. И когда подрастут, тоже не хотят понимать, как важны для них ограничения, уже иного рода, и поэтому рвутся к свободе. Но что это за свобода? Возможность беспрепятственно покалечиться? Такая свобода гибельна для детей. Они должны понять, что пока не закончат учебу и не получат диплом, пока не станут зрелыми людьми — чтобы быть такими, как должно, — они нуждаются в ограничениях. Ведь бывает достаточно одного падения, чтобы искалечиться и погибнуть. Дети должны ощущать ограничение свободы как необходимость, как Божие благословение. Они должны иметь чувство благодарности своим родителям, которые их ограждают, и понимать, что это продиктовано любовью к ним. Никогда отец и мать не ограничивают своего ребенка от злости, даже если ведут себя с ним очень жестко. Если они затягивают гайки слишком туго, то в этом все равно много любви. Они заботятся о том, чтобы дети были дисциплинированными, собранными, а главное, не подвергали себя опасности. Хороший садовник, сажая яблоньку, для верности может привязать ее проволокой к колышку слишком туго и содрать кожицу, однако по милости Божией ранка быстро затягивается. И уж если Бог залечивает рану на деревце, то насколько больше Он заботится о Своем образе и подобии — человеке! Так неужели, если родители «перетянули гайки» и тем нанесли ребенку небольшую рану, Бог его не исцелит?
Современные дети не понимают элементарных вещей. Ну ладно, не понимали, пока были маленькими, когда родители защищали младенцев, ограничивая их свободу «заточением» в колыбельке. Но и теперь, когда они подросли, все равно не понимают, что им по-прежнему нужно своего рода «заточение», т. е. некоторое ограничение свободы. Они не видят необходимости такого ограничения, хотя им нужно понять, что без этого они не станут хорошими людьми, умными и зрелыми. Родители должны «связывать» детей, как садовник подвязывает и огораживает молодое деревце — не для того, чтобы ограничить его рост и погубить его, а для того, чтобы его не сломал ветер, не обгрызли зайцы. Однако что делают некоторые дети? Бегут, как сорвавшийся с привязи теленок, и думают, что обрели свободу. А что в итоге? Или затянут у себя на шее свою оборванную веревку, или упадут в пропасть, или попадутся в лапы волку... Маленькие бунтари рвутся к свободе, не понимая, куда она их заведет. Куда привела наших детей эта якобы свобода, которой добились европейцы? Сколько раз у меня просили помощи несчастные молодые парни, разрушенные вином и наркотиками, но как им всем поможешь... Мне удалось спасти одного-двух, но душа-то за всех болит. Они разрушают и самих себя, и своих родителей. Поэтому дети обязательно должны осознавать необходимость для них ограничения, и быть благодарны своим родителям, которые не дают им полной свободы, и понимать, что если на них «давят» чуть чуть сильнее, чем надо, то это делается из любви к ним.
— Что получится из тех детей, которые растут без дисциплины?
— Кое-какие смягчающие обстоятельства у них есть. В детстве их родители не знали, зачем нужна дисциплина, и сейчас своим детям они предоставляют полную свободу, тем самым делая их настоящими безобразниками. Им скажешь слово, они в ответ — пять, да еще как нагло! Из таких вот детей вырастают преступники. Сейчас дети очень разболтались. «Свобода! Не трогайте детей!» А те и рады, говорят: «Где еще есть такой государственный строй?» То есть кое-кто пытается сделать детей бунтовщиками, которые никого не хотят слушаться, не желают зависеть ни от родителей, ни от педагогов. Это некоторым выгодно, потому что маленькие бунтари помогут им в осуществлении их планов. Ведь если не сделаешь детей бунтовщиками теперь, то потом их не заставишь разнести все в пух и прах. И мы видим, что бедные дети сделались едва ли не бесноватыми.
Если свобода не применяется правильно в духовной жизни, то как же она должным образом будет использоваться в жизни мирской? Что делать с такой свободой? Это катастрофа — такая свобода. Потому и с государством сегодня такое творится. Разве могут теперешние люди правильно использовать полученную свободу? Свобода — это катастрофа, если люди не умеют ей пользоваться для достижения положительного результата. Благодаря мирскому прогрессу вкупе с такой греховной свободой человек попал в духовное рабство. Духовная свобода — это добровольное подчинение воле Божией. Смотри, как получается: послушание — это свобода, однако ненавистник диавол представляет его рабством, и дети восстают против него, особенно те, которые испорчены «свободолюбивым» духом нашего времени. И ко всему прочему они устали от различных систем нашего века, которые, к сожалению, все больше коверкают как природу — дивное творение Божие, так и человека — Божие создание, и наполняют людские души беспокойством, лишают их радости, уводя все дальше от Бога.

Православный словарь, энциклопедия, духовный алфавит - www.avs75.ru

2009

[назад в раздел ]