Жертвенность - значение слова в православном словаре

(Старец Паисий Святогорец) Жертвенность

От любви к Богу появляется жертвенность. А когда человек безоглядно приносит себя в жертву, его жизнь наполняется Божественными проявлениями, чудесными событиями. Жертвовать собой надо только ради Господа, Творца этого мира, Который изливает на нас свои щедроты. Язычники обоготворяли природу, кланялись солнцу, воде, и из-за своей веры приносили себя в жертву. И если уж они отвергались себя ради творения, то как же мы должны жертвовать собой ради Творца!
У людей нет веры, поэтому они и не способны на жертву. Корни безразличия в этом. Кто-то кощунствует, кто-то страдает маловерием, и они изводятся из-за этого. А для того чтобы испытывать подлинную радость, надо глубоко верить и любить Бога.
Отец больной раком девочки просил старца помолиться о своей дочке. Отец Паисий сказал бедняге:
— Я буду молиться, но тебе, как отцу, тоже нужно чем-то пожертвовать, ибо самоотверженная любовь всегда привлекает Божественное милосердие.
Отец спросил, чем же он может пожертвовать.
— Пожертвуй какой-то своей страстью.
Тот, мало что понимая в духовной жизни, ответил:
— У меня нет страстей.
— Ты куришь? — спросил старец.
— Да.
— Если из любви к дочери ты бросишь курить, то Бог ее исцелит.
Мужчина тут же бросил курить, и его дочь вскоре полностью выздоровела, что засвидетельствовали врачи. Однако отец забыл о своем обете и опять стал курить. Тотчас же у девочки снова обнаружили рак, в той же тяжелой форме. Однако когда ее отец вновь пришел к старцу Паисию, тот твердо сказал:
— Если ты, отец, не имеешь мужества пожертвовать ради жизни дочери страстью, которая вредит твоему здоровью, то и я не смогу ничего для тебя сделать.
Ну и молодежь сейчас пошла, сами не знают, что им надо. Не хотят терпеть вообще никаких трудностей. О какой же жертве с их стороны может идти речь? Помню, в армии, если посылали на опасное задание, все наперебой просили: «Господин командир, можно я вместо него, У него семья, дети пропадут, если он погибнет!» Солдаты просились на передовую вместо другого и радовались, что их убьют, а отец семейства будет жив, и его дети не станут сиротами. А теперь разве можно найти человека, который готов на такую жертву? В наше время везде царит теплохладный дух, стойкости, готовности к самопожертвованию не осталось вообще. У современных людей совсем другие мерки, другой — эгоистический — взгляд на все.
На войне, где идет борьба за жизнь, бесстрашие состоит в том, чтобы бросаться на выручку другому, но если в людях нет жертвенности, то каждый пытается уцелеть сам. Но вот интересное наблюдение: на войне пуля в первую очередь находит того, кто прячется за других. Такой человек, стремясь избежать опасности, тем скорее сложит голову. Поэтому не надо увиливать от трудностей, особенно за чужой счет.
В армии нас всех объединяла одна цель. Я, конечно, проявлял рвение, но были готовы на жертвы и другие, независимо от того, верили они в загробную жизнь или нет. Они говорили: «Зачем умирать семейному человеку, у него ведь дети», — и добровольно выполняли опасное поручение. Самоотверженность этих людей была более ценной, чем жертва верующего человека. Христианин верил в высшую справедливость, в загробное воздаяние, тогда как неверующие не думали о том, что за их жертву им воздастся в вечной жизни.
Современный мир утратил способность контролировать себя. Люди потеряли духовное рвение и способность к самопожертвованию. Им незнакома жертвенная радость, и поэтому они так изнурены. Ведь Божественные события случаются только тогда, когда мы разделяем скорбь другого человека. Ничто другое так не привлекает милость Божию, как святое великодушие, то есть жертвенность. Чем больше человек отвергается себя, тем больше о нем печется Господь. Только жертвенность дает высшую радость. Лишь отдавая себя ближнему, человек сродняется с Богом, ибо Христос есть Жертва. Однако в наше время душевного благородства почти не встретишь, его заменили эгоизм и корыстолюбие. Но человек, который не имеет духа самоотверженности и заботится только о своих интересах, чужд благодати Божией.
Господь пребывает с тем, в ком есть великодушие и благородство души, способность к самопожертвованию, скромность и стремление избежать славы.

Православный словарь, энциклопедия, духовный алфавит - www.avs75.ru

2009

[назад в раздел ]