Воспитание детей - значение слова в православном словаре

(Старец Паисий Святогорец) Воспитание детей

Родителям необходимо помогать духовной жизни детей, пока те еще маленькие, потому что тогда и недостатки их тоже малы и легко исправляются. Дети тогда похожи на молодую картошку, кожица которой легко счищается, надо только потереть. Но когда картошка полежит, понадобится нож, чтобы ее почистить. А если она к тому же и подгнила, то надо вырезать подпорченные места. Если с ранних лет дети получат духовную помощь и душа их будет полна Христом, то они навсегда останутся близ Него. И если даже, подрастая, они несколько собьются с правильного пути, попав в плохую компанию или из-за возрастных проблем, то потом снова одумаются, ведь благочестие и страх Божий, привитые им в нежном возрасте, никуда уже не денутся.
К сожалению, сейчас дети растут в дурной, духовно нездоровой среде, поэтому родителям нужно часто причащать младенцев, чтобы они освящались.
Супругам необходимо жить по православному и вести себя очень осмотрительно, потому что их дети с самого раннего возраста, еще даже не умея говорить, начинают, как магнитофон, «записывать» все, что видят и слышат вокруг себя. И если они видят, что их родители ругаются, дерутся, унижают друг друга, ведут дурные разговоры, то они «записывают» все это, как на пленку, а когда вырастут, то, переняв от родителей все страсти, и сами начинают ссориться и говорить близким такие же оскорбительные слова, которые слышали от отца с матерью.
Самое лучшее наследство и самая большая помощь, какую родители могут оказать детям, — передать им все доброе, что в них есть. И для этого не нужно особых усилий, потому что когда ребенок видит, что родители любят друг друга, общаются с достоинством, умны, приветливы, набожны и прочее, тогда, как копировальный аппарат, он отпечатывает это внутри себя.
Лицемерное поведение родителей, каким бы хорошим ни выглядело, не вызывает у детей доверия, потому они не подчиняются им, даже если к ним относятся со всей строгостью. Дети притворяются, что съеживаются от страха, но только потому, что пока не имеют возможности сделать что-либо другое. Когда же они, несколько повзрослев, уже не зависят так сильно от родителей, то начинают с бесстыдством взбрыкивать и обрушивают на отца с матерью всю скопившуюся в душе злость. А благочестивая жизнь родителей вызывает в сердце ребенка доверие, он не противится их воле и вырастает вдвойне здоровым — благочестивым и без психических травм. Такие дети — утешение для своих родителей, и такие родители — радость для своих детей, как в земной жизни, так и в вечности, где они будут ликовать вместе.
Самый лучший, величайший многодетный отец — тот человек, который сам духовно возродился и заботится о духовном возрастании своих детей, чтобы души их обрели райское блаженство.
Как богатые люди наделяют своих детей материальными благами, потому что имеют богатство, так и духовно богатые люди своим детям передают духовные сокровища. Но для того чтобы стяжать духовное богатство, нужно прежде стать нищим в отношении страстей (и, конечно, в отношении материальных пристрастий). Когда мы совершенно избавимся от страстей, то приобретем изобильную доброту, которую будем расточать вообще всем детям, и они будут даже телесно питаться ею, ибо доброта вкупе с горячей любовью дает детям больше энергии, чем любая другая пища.
* * *
Очень многие любящие родители в какой-то степени портят своих детей, не понимая, к сожалению, как вредно без меры их нахваливать. Например, мать, горячо обнимая и целуя ребенка, постоянно говорит ему: «Какой у меня удивительный малыш, самый лучший в мире!» И ребенок довольно рано, когда еще не может этого осознать, не по своей воле, усваивает слишком высокое мнение о себе и, конечно, не испытывает потребности в благой помощи Божией и не умеет за ней обращаться. Таким образом, в душе ребенка закладывается превозношение, и многие всю жизнь не могут от него избавиться, так и уносят с собой в могилу.
Плохо и то, что в первую очередь от заносчивости детей страдают сами родители, потому они и должны очень вдумчиво относиться к своей духовной жизни, ведь они отвечают не только за себя, но и за детей.
Дети должны впитывать благочестие с молоком матери. А когда они станут постарше, мы должны действовать осмотрительно, осторожно и рассудительно, как когда мы заводим часы. Если пружина слабая, мы заводим часы медленно, потому что можем сломать их, и тогда они никому не будут нужны. Мы должны ненавязчиво, по-хорошему объяснять ребенку, почему нельзя поступать так, а надо делать иначе. Не стоит постоянно дергать ребенка: «Не то, не это, не так». После того как мы сделаем то, что от нас зависит, надо Богу отдать «инструменты» для «отладки», чтобы Он Сам «затянул» какую-нибудь «гайку». Нельзя быть самонадеянным и полагаться только на свои силы.
Бог дал первым людям великий дар — быть сотворцами. Нашим родителям, дедам, прадедам, всем предкам от Адама и Евы Господь позволил стать создателями: от них мы получаем тело. С момента зачатия родители дают ребенку тело, Бог — душу. Как только появившийся на свет младенец принимает крещение, Господь поручает его Ангелу, и он находится под защитой Бога, Ангела хранителя и родителей. По мере взросления детей отец и мать в некоторой степени освобождаются от ответственности за них. И когда души родителей идут к Богу, Ангел хранитель, так же как и Господь, продолжает ограждать человека.
Однако часто приходится видеть, что родители как будто всего этого не знают или забывают, что есть ограждающий их ребенка Бог, что Ангел хранитель рядом, и постоянно так сильно волнуются за своих детей, что даже могут заболеть. Но мы, верующие, должны понимать, что своим неумеренным беспокойством мы мешаем Господу помочь нам. Поэтому родителям нужно делать для своих детей все, что в их силах, но с того момента, как они смирятся и вверят их Богу, пусть отложат в сторону человеческие инструменты, ибо тогда уже Бог должен будет помочь их детям.
Я обратил внимание, что сейчас дети портятся еще в родительском доме — в первую очередь те, которые собираются идти в институты. Поначалу хорошие, со временем они становятся ни к чему не пригодными. Они ко всему равнодушны, ни о чем всерьез не задумываются. Их исковеркали, загубили собственные родители, которым довелось пережить тяжелые времена. Родители не воспитывают в детях духовной стойкости, не учат их радоваться трудностям. Естественно, они это делают по доброте душевной. Конечно, это дикость — намеренно подвергать детей ненужным лишениям, но вложить в них монашескую закваску, чтобы они научились сами радоваться испытаниям — это очень хорошо. Но вместо этого своей безрассудной любовью родители доводят детей до полной апатии. Они приучают своих ребятишек к тому, что им все подают на тарелочке, те даже стакан воды себе не нальют. И это все для того, чтобы они не отвлекаясь учили уроки.
Однако таким образом и мальчики, и девочки становятся ни к чему не пригодными, потому что потом они хотят жить на всем готовеньком постоянно, а не только когда учат уроки. Основной источник этого зла матери: «Учись, детка, учись! А я тебе вымою ножки, подам носочки! Поешь сладенького, выпей кофейку!» Дети не привыкли трудиться и потому не понимают, как устала их мать, которая их обслуживает. А потом начинаются одноразовые тарелки, одноразовая одежда, Макдональдсы, пиццерии — завернуть в бумагу кусок пиццы и то не могут! Развязался ботинок — «Мама, завяжи мне шнурок!» И пока мать не сделает этого, ребенок будет наступать на болтающийся шнурок. Так дети делаются вообще ни к чему не пригодными, и потом даже сама жизнь их тяготит. В чем могут преуспеть такие люди? Они не годятся ни для семейной жизни, ни для монашества.
С современными детьми нужно обращаться по-доброму, потому что они сейчас эгоистичны и у них совсем нет правильного отношения к тому, что их ругают. Когда их бранят, их душу тут же заполоняют злые помыслы. Они не понимают, что мы ругаем их для их же пользы, потому что любим. Нужно приближать детей к Богу и воспитывать в них стремление делать добро.
* * *
Если дети плохо себя ведут, лучше отругать их с утра, потому что впереди целый день, и они отвлекутся другими впечатлениями. Когда вы браните их вечером, душа их помрачается, и они могут вести себя еще хуже.
Очень хорошо, если родители считают, что причина всех плохих поступков детей — их собственная жизнь, потому что она совсем не такова, какой должна быть близ Христа, и что дети унаследовали их неправильное устроение. Если родители имеют такой покаянный взгляд, с искренним смирением признают свою ответственность и глубоко каются, тогда и Христос, всевидящий и всесильный, Который имеет все средства и возможности для спасения людей, протягивает им руку помощи.

Православный словарь, энциклопедия, духовный алфавит - www.avs75.ru

2009

[назад в раздел ]