Происхождение антихриста
«По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком* Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!»20 Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем».
В Откровении апостола Иоанна (в главе 7) перечисляются запечатленные от всех колен Из раилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.
Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому, как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как во человечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все Действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Впрочем, происхождение Из колена Данова будет труднее всего определить. Евреи в рассеянии утратили точное определение своей принадлежности к тому или иному колену, и самое существование колена Данова сейчас нигде не поддается определению. Будет ли возможно нам установить принадлежность антихриста к этому колену и как — мы не знаем, ибо не знаем и принадлежности других евреев к тому или иному колену, поскольку ведение родословных записей в рассеянии прекратилось.
Нравственный облик антихриста
«Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2 Фес. 2, 35).
«Человек беззакония, пребеззаконный, пропитанный беззаконием, сущность которого — беззаконие. Беззаконно родится, беззаконно будет жить, сам беззаконствуя и расширяя беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет. Он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония. Не одно только богоборство будет отличать его, хотя оно будет очевиднее всего, а всякий грех. «Человеком беззакония назван он, потому что совершит тысячи беззаконий, и других доведет до совершения их» (Златоуст). «И сам много нагрешит, и других многих введет во многие грехи» (Эку мений).
Но он будет человек, как и всякий другой, из души и тела состоящий, только полное орудие сатаны. Не сатана в образе человека, и не воплощение сатаны, а человек, в котором будет ^ить сатана, и действовать через него, как орудие свое всепослушное. Св. Златоуст спрашивает: «Кто же он будет? Ужели сатана?» И отвечает: «Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (энергию)». То же и Экумений: «Не сатана будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый и действуемый (осатаненный). Он будет какой-нибудь еврей, искусный в магии и составлении специй».
Сын погибели, погибельный, в пагубу себя произвольно отдавший и идущий в нее, с сознанием того, что погибнет. У нас похожи на это фразы: пропащий человек или отчаянный. Таков был и Иуда; таков и сей зверь из бездны, который после богоборства в пагубу пойдет. Фраза «сын погибели» может означать и крайнее развращение, но это в отношении к антихристу сказано уже в слове «человек беззакония»; здесь уже указывается на жалкий конец его. Но не сам только он погибнет, а и других многих введет в пагубу. Прельстит их следовать своей воле и учению, и тем сгубит, как ниже говорится. Будет находить удовольствие в том, чтобы увлекать других в пагубный путь свой; вся забота его будет о том, как бы побольше сгубить людей. «Сыном погибели назван потому, что и сам погибнет» (Златоуст); «И сам погибнет, и других ввергнет в пагубу» (Экумений); или «послужит для них виною пагубы» (Фео Дорит).
Антихрист будет противник Богу и Христу Господу. Можно сказать: противник всякой истине, и особенно истине христианской, и, следовательно, спасения рода человеческого; но это одно и то же. Св. Златоуст называет его бо гопротивник, у св. Иоанна Богослова он именуется антихристом. Это слово может означать еще вместобожник, т. е. вместо Бога себя ставящий, равно как и антихрист — может означать и вместо Христа себя выставляющий. Последующие слова апостола оправдывают это. Он во всем будет противником Богу и Христу, всему Божескому и христианскому, чтобы на место их поставить, или заставить себя почитать за Бога и Христа. Вот слова св. Златоуста: «он будет каким-то Богопротивником — отвергнет всех богов, и велит поклоняться себе вместо Бога». Феодорит говорит пространнее: «губитель человеков (сатана) подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприяв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного принять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и богом, обличая лживость так именуемых богов, которых сам поддерживал в протекшие века».
«Антихрист, благодаря своему воспитанию, с самых юных лет усвоит принципы развратной и нечестивой жизни. Отцы Церкви полагают, что с самого раннего детства он будет вверен магам, которые внушат ему свои правила и научат его тайным наукам. По примеру Иисуса Христа, он будет проводить сокровенную жизнь до време ни своего общественного появления. К нему относится слово пророка Даниила: И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. Апостол Павел обрисовал его нравственный облик в таких словах: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Итак, антихрист будет прежде всего человеком противления — оппозиции. Он объявит себя открытым врагом Бога, и, главным образом, Иисуса Христа: в этом его призвание. Затем он вооружится против Церкви, которая есть Царство Христа, против священства и его представителей — против епископов и священников; он внесет дух возмущения против всякого религиозного авторитета.
Далее, по апостолу Павлу, антихрист будет воплощением гордости. Если мы правильно понимаем мысль апостола, то для этого честолюбца недостаточно будет, чтобы народы считали его за бога: он будет искать, он будет требовать Для себя везде и от всех воздаяния божеских почестей. Всякая религия должна будет преобразоваться в его религию, под страхом быть Уничтоженной без всякого сожаления. Если где нибудь будет воздвигаться храм или жертвенник, то это должно строиться только для него, Для жертвоприношений ему, для почитания его и курения ему фимиама. Это безумие гордости Превзойдет всякую меру и сделается позорным благодаря своему бесстыдству. К этому образу антихриста отцы Церкви присоединяют некоторые другие черты, которые делают его еще более мрачным. «Антихрист, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — превзойдет в своей злобе всех нечестивцев и всех злых, которые предшествовали ему». По мнению других православных богословов сын погибели не сделает ни одного хорошего дела, подобно тому как Господь наш Иисус Христос не совершил ни одного злого, — антихрист будет погружен во зло.
Антихрист также будет соблазнять мир своим развратом. Пророк Даниил предсказывает это в следующих словах: И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен ни даже божества никакого неуважит; ибо возвеличит себя выше всех.
Но этот текст в применении к антихристу имеет еще и другой смысл: он означает как жестокость и тиранию будущего антихриста, так и его безрелигиозность и нечестие.
Человек греха будет обладать чудесной способностью скрывать свои преступления и казаться пред людьми самым добродетельным, он будет удостоин высочайших почестей, достойный на самом деле самого глубокого презрения. С этой способностью притворяться и лицемерить он будет соединять врожденный сильный гений и увлекательное красноречие. По мнению некоторых богословов (например, Анзельма), мудрость антихриста будет удивлять всех, кто станет его слушать. Он будет обладать глубоким знанием Священного Писания и иметь представление о тайнах различных искусств».
«Пред самым пришествием Христовым, когда человечество будет в состоянии страшного религиозного и нравственного падения, когда зло распространится по всей земле, явится антихрист и откроет беспощадную борьбу против Церкви Христовой и вместе с тем — против Самого Бога и своею деятельностью завершит меру зла и окончательно приведет человечество к неизбежной гибели.
Борьба между двумя диаметрально противоположными царствами (царством света, добра и царством тьмы, зла) будет становиться все обостреннее, и, в конце концов, пред самою своею погибелью боговраждебный мир в предсмертной агонии так разовьет свою враждебную энергию, что дальнейшее существование настоящего миропорядка сделается совершенно невозможным. Все злое и боговраждебное в мире сконцентрируется в одном лице антихриста, который и сделает последнюю попытку ниспровергнуть Царство Христово и занять место Бога».
Да не обольстит вас никто и никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек (одно определенное лицо) греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Апостол желает выразить ту мысль, что сколь Ни великою гордостью отличались некоторые личности. но всех их превзойдет своею гордостью антихрист. В последнем гордость будет сверхчеловеческою, сатанинскою. Он объявит себя богом, при ясном сознании, что он — не Бог, что есть особое отличное от него Существо, Которое есть действительно Бог. В акте самообоготворения антихриста будет играть роль единственно его необычайная диавольская гордость. Для него невыносимо, что есть Существо, к Которому люди относятся с благоговением и обращаются с молитвою. Гордому духу антихриста желательно, чтобы он — и только он один — был всем для людей и чтобы никого более не признавали они за высшее существо, кроме его — антихриста. И вот потому-то возгорается в нем адское желание уничтожить на земле поклонение истинному Богу и Христу и на пьедестал славы и величия, доселе занимаемый истинным Богом, поставить себя самого.
«Здесь (2 Фес 2, 3—4) он говорит об антихристе, — замечает святой Иоанн Златоуст, — и открывает великие тайны... Называет его и человеком беззакония, потому что совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. Сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Он не будет приводить к идоло служению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не только в Иерусалимском, но и повсюду в церквах, выдавая, говорит, себя за Бога».
«Назвал же его (антихриста), — пишет блаженный Феодорит, — человеком беззакония, потому что по природе он — человек, приявший в себя всю действенность диавола, а сыном погибели, потому что и сам погибнет и для
других
послужит виною погибели, ибо губитель человеов подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприняв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного приять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и Богом... Храмом же Божиим апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за Бога. Это предвозвещал и божественный Даниил».
«Превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею»
«Писав к Коринфянам, ап. Павел употребил выражение: «называемого Богом», в том смысле, что их называют богами, а они не суть боги. Там ему надлежало показать ту истину, что у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
Здесь у апостола другая цель. Он хочет показать не истинность единого Бога против всех ложных богов, а дух превозношения антифея и антихриста надо всем, что почитается богом. Потому «называемый бог» есть здесь всякое существо, которое в то время люди будут почитать богом... Над всем этим антихрист будет возвышаться, давая понять конечно, что всякий чтимый бог — ничто в сравнении с ним, и что его одного должно чтить как Бога. Изречения эти апостол мог заимствовать у пророка Даниила, который пишет: «Вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит и ни желания жен, ни даже божества никакого нё уважит; ибо возвеличит себя выше всех».
Святыня (чтилище) есть предмет благоговейного религиозного чествования, предмет или божески чтимый, или ради Бога чтимый, т. е. или божество, или храм, священные вещи и действия, все входящее в чин богопочтения внешнего. Антихрист сочтет недостойным себя всякий вид богопочтения, какой застанет среди людей, все их презрит, отвергнет и, конечно, заведет свой новый: ибо Богом себя выставит, а Бог без богопочтения не бывает. Первая мысль здесь уместнее, но и второй можно не чуждаться; ибо что он сядет в храме, как бог, есть уже часть чина богопочтения, как видится, главная, неточная, по которой будет учреждено и все другое; чем заменится всякое другое богопочитание.
«В храме Божием сядет он, как Бог»
Церковь здесь храм, здание. Какой же это храм? Вот ответ Феофилакта: «В храме сядет, не Иерусалимском собственно, а просто в церквах Божьих и во всяком храме Божьем». Будет же гденибудь центральное место действования антихриста, и будет конечно определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того места и подразумевает апостол. В этом храме и воссядет он, как Бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседа
засвидетельствует какимлибо иным способом В Апокалипсисе говорится об образе зверином Не его ли всюду поставят в храмах? Само собою разумеется, что если он произведет широкое отступление от христианства, то заберет с христианами и храмы. Как в них после сего оставаться христианскому строю и чину неуместно будет, то заведут чтолибо новое, по духу нового бога. И тут первое место будет занимать то, чем будет означаться восседание антихриста в храме. В какое же место сам придет, там сам лично воссядет, как Бог. Всячески в словах апостола предрекается факт, а не выражается идея.
«Выдавая себя за Бога»
Такой окружит себя помпой в храме, такую даст себе обстановку посредством призрачных знамений, что все приставшие к нему увидят в этом проявлении будто бога, как некогда Ирод, облекшись в одежду царскую и сев на судилище пред народом, показался последнему чем-то необыкновенным, так, что чудилось, будто и голос У него не человеческий, а божеский36. Св. Златоуст говорит: «Будет стараться показать себя богом; ибо совершит великие дела и явит великие знамения». Экумений: «Всякие покушения употребит — делами, знамениями и чудесами явит, будто он бог».
«Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?»
Прервал апостол речь, как замечено уже, и Не Договаривая, что пока этого всего не будет, Не придет Господь, обращает внимание Солунян к тому, что лично говорил им, и давая им самим дополнить не конченную речь. Говорил об этом, об этих обстоятельствах, предшествовать имеющих пришествию Господню. Говорил, а они забыли: в этом укор и урок дорожить словом, исходящим из богодухновенных уст. Забыли, или, может быть, перетолковали, сбиты будучи распространившимися ложными речами, и смешав понятия о ежечасном ожидании Господа с решительным наступлением дня Господня. Так св. Павел во всем помянутом о явлении антихриста ничего не сказал нового. Все то объяснял он в первой проповеди. Следовательно, учение о конце мира с обстоятельствами, ему предшествующими и последующими, т. е. речь о Втором Пришествии Христовом, суде, рае и аде, составляла неотъемлемую часть первоначального благовествования и предмет неотложный первого верования. Следовательно, далее нельзя легкомысленно относиться к этим предметам, и содержа другие члены веры, позволять себе строить своеличные о том воззрения, помимо учения, апостолами преданного и Церковью хранимого.
Заметим мимоходом, что об антихристе нигде не говорится с такой определенностью, как здесь. Но не случись недоумений у солунян, св. Павел не написал бы о том, довольствуясь личной речью к солунянам, и веря, что они хорошо и верно помнят сказанное им. Если бы теперь слово апостола об антихристе дошло Д° нас не в Писании, а через предание от солунян, слово истинно апостольское и богодухновенное, и мы содержали бы это учение по одму преданию; с какой бы глубокомысленной арностью выступали против нас не принимающие преданий — инославные, обличая в веровании неопределенной молве предания, как они имеют обычай выражаться? Они уже и здесь успели нечто нагадать от своего смышления. Св. Павел здесь только говорит с такой определенностью, а в других посланиях уже не упоминает об этом. Следовательно, говорят, апостол изменил образ оглашения первой проповедью и воздерживался уже говорить потом об обстоятельствах Второго Пришествия. На самом деле следует из этого только то, что апостол не писал более с такой определенностью, хотя упоминал во многих местах; не писал же потому, что подробно объяснил все в первой проповеди, упоминая и о возможности уклонения от истины подобно солунянам и тем предотвращая заблуждение, а потому и повод писать о том».
В Откровении апостола Иоанна (в главе 7) перечисляются запечатленные от всех колен Из раилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.
Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому, как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как во человечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все Действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Впрочем, происхождение Из колена Данова будет труднее всего определить. Евреи в рассеянии утратили точное определение своей принадлежности к тому или иному колену, и самое существование колена Данова сейчас нигде не поддается определению. Будет ли возможно нам установить принадлежность антихриста к этому колену и как — мы не знаем, ибо не знаем и принадлежности других евреев к тому или иному колену, поскольку ведение родословных записей в рассеянии прекратилось.
Нравственный облик антихриста
«Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2 Фес. 2, 35).
«Человек беззакония, пребеззаконный, пропитанный беззаконием, сущность которого — беззаконие. Беззаконно родится, беззаконно будет жить, сам беззаконствуя и расширяя беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет. Он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония. Не одно только богоборство будет отличать его, хотя оно будет очевиднее всего, а всякий грех. «Человеком беззакония назван он, потому что совершит тысячи беззаконий, и других доведет до совершения их» (Златоуст). «И сам много нагрешит, и других многих введет во многие грехи» (Эку мений).
Но он будет человек, как и всякий другой, из души и тела состоящий, только полное орудие сатаны. Не сатана в образе человека, и не воплощение сатаны, а человек, в котором будет ^ить сатана, и действовать через него, как орудие свое всепослушное. Св. Златоуст спрашивает: «Кто же он будет? Ужели сатана?» И отвечает: «Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (энергию)». То же и Экумений: «Не сатана будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый и действуемый (осатаненный). Он будет какой-нибудь еврей, искусный в магии и составлении специй».
Сын погибели, погибельный, в пагубу себя произвольно отдавший и идущий в нее, с сознанием того, что погибнет. У нас похожи на это фразы: пропащий человек или отчаянный. Таков был и Иуда; таков и сей зверь из бездны, который после богоборства в пагубу пойдет. Фраза «сын погибели» может означать и крайнее развращение, но это в отношении к антихристу сказано уже в слове «человек беззакония»; здесь уже указывается на жалкий конец его. Но не сам только он погибнет, а и других многих введет в пагубу. Прельстит их следовать своей воле и учению, и тем сгубит, как ниже говорится. Будет находить удовольствие в том, чтобы увлекать других в пагубный путь свой; вся забота его будет о том, как бы побольше сгубить людей. «Сыном погибели назван потому, что и сам погибнет» (Златоуст); «И сам погибнет, и других ввергнет в пагубу» (Экумений); или «послужит для них виною пагубы» (Фео Дорит).
Антихрист будет противник Богу и Христу Господу. Можно сказать: противник всякой истине, и особенно истине христианской, и, следовательно, спасения рода человеческого; но это одно и то же. Св. Златоуст называет его бо гопротивник, у св. Иоанна Богослова он именуется антихристом. Это слово может означать еще вместобожник, т. е. вместо Бога себя ставящий, равно как и антихрист — может означать и вместо Христа себя выставляющий. Последующие слова апостола оправдывают это. Он во всем будет противником Богу и Христу, всему Божескому и христианскому, чтобы на место их поставить, или заставить себя почитать за Бога и Христа. Вот слова св. Златоуста: «он будет каким-то Богопротивником — отвергнет всех богов, и велит поклоняться себе вместо Бога». Феодорит говорит пространнее: «губитель человеков (сатана) подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприяв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного принять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и богом, обличая лживость так именуемых богов, которых сам поддерживал в протекшие века».
«Антихрист, благодаря своему воспитанию, с самых юных лет усвоит принципы развратной и нечестивой жизни. Отцы Церкви полагают, что с самого раннего детства он будет вверен магам, которые внушат ему свои правила и научат его тайным наукам. По примеру Иисуса Христа, он будет проводить сокровенную жизнь до време ни своего общественного появления. К нему относится слово пророка Даниила: И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством. Апостол Павел обрисовал его нравственный облик в таких словах: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Итак, антихрист будет прежде всего человеком противления — оппозиции. Он объявит себя открытым врагом Бога, и, главным образом, Иисуса Христа: в этом его призвание. Затем он вооружится против Церкви, которая есть Царство Христа, против священства и его представителей — против епископов и священников; он внесет дух возмущения против всякого религиозного авторитета.
Далее, по апостолу Павлу, антихрист будет воплощением гордости. Если мы правильно понимаем мысль апостола, то для этого честолюбца недостаточно будет, чтобы народы считали его за бога: он будет искать, он будет требовать Для себя везде и от всех воздаяния божеских почестей. Всякая религия должна будет преобразоваться в его религию, под страхом быть Уничтоженной без всякого сожаления. Если где нибудь будет воздвигаться храм или жертвенник, то это должно строиться только для него, Для жертвоприношений ему, для почитания его и курения ему фимиама. Это безумие гордости Превзойдет всякую меру и сделается позорным благодаря своему бесстыдству. К этому образу антихриста отцы Церкви присоединяют некоторые другие черты, которые делают его еще более мрачным. «Антихрист, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — превзойдет в своей злобе всех нечестивцев и всех злых, которые предшествовали ему». По мнению других православных богословов сын погибели не сделает ни одного хорошего дела, подобно тому как Господь наш Иисус Христос не совершил ни одного злого, — антихрист будет погружен во зло.
Антихрист также будет соблазнять мир своим развратом. Пророк Даниил предсказывает это в следующих словах: И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен ни даже божества никакого неуважит; ибо возвеличит себя выше всех.
Но этот текст в применении к антихристу имеет еще и другой смысл: он означает как жестокость и тиранию будущего антихриста, так и его безрелигиозность и нечестие.
Человек греха будет обладать чудесной способностью скрывать свои преступления и казаться пред людьми самым добродетельным, он будет удостоин высочайших почестей, достойный на самом деле самого глубокого презрения. С этой способностью притворяться и лицемерить он будет соединять врожденный сильный гений и увлекательное красноречие. По мнению некоторых богословов (например, Анзельма), мудрость антихриста будет удивлять всех, кто станет его слушать. Он будет обладать глубоким знанием Священного Писания и иметь представление о тайнах различных искусств».
«Пред самым пришествием Христовым, когда человечество будет в состоянии страшного религиозного и нравственного падения, когда зло распространится по всей земле, явится антихрист и откроет беспощадную борьбу против Церкви Христовой и вместе с тем — против Самого Бога и своею деятельностью завершит меру зла и окончательно приведет человечество к неизбежной гибели.
Борьба между двумя диаметрально противоположными царствами (царством света, добра и царством тьмы, зла) будет становиться все обостреннее, и, в конце концов, пред самою своею погибелью боговраждебный мир в предсмертной агонии так разовьет свою враждебную энергию, что дальнейшее существование настоящего миропорядка сделается совершенно невозможным. Все злое и боговраждебное в мире сконцентрируется в одном лице антихриста, который и сделает последнюю попытку ниспровергнуть Царство Христово и занять место Бога».
Да не обольстит вас никто и никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек (одно определенное лицо) греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.
Апостол желает выразить ту мысль, что сколь Ни великою гордостью отличались некоторые личности. но всех их превзойдет своею гордостью антихрист. В последнем гордость будет сверхчеловеческою, сатанинскою. Он объявит себя богом, при ясном сознании, что он — не Бог, что есть особое отличное от него Существо, Которое есть действительно Бог. В акте самообоготворения антихриста будет играть роль единственно его необычайная диавольская гордость. Для него невыносимо, что есть Существо, к Которому люди относятся с благоговением и обращаются с молитвою. Гордому духу антихриста желательно, чтобы он — и только он один — был всем для людей и чтобы никого более не признавали они за высшее существо, кроме его — антихриста. И вот потому-то возгорается в нем адское желание уничтожить на земле поклонение истинному Богу и Христу и на пьедестал славы и величия, доселе занимаемый истинным Богом, поставить себя самого.
«Здесь (2 Фес 2, 3—4) он говорит об антихристе, — замечает святой Иоанн Златоуст, — и открывает великие тайны... Называет его и человеком беззакония, потому что совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. Сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Он не будет приводить к идоло служению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не только в Иерусалимском, но и повсюду в церквах, выдавая, говорит, себя за Бога».
«Назвал же его (антихриста), — пишет блаженный Феодорит, — человеком беззакония, потому что по природе он — человек, приявший в себя всю действенность диавола, а сыном погибели, потому что и сам погибнет и для
других
послужит виною погибели, ибо губитель человеов подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприняв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного приять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и Богом... Храмом же Божиим апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за Бога. Это предвозвещал и божественный Даниил».
«Превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею»
«Писав к Коринфянам, ап. Павел употребил выражение: «называемого Богом», в том смысле, что их называют богами, а они не суть боги. Там ему надлежало показать ту истину, что у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.
Здесь у апостола другая цель. Он хочет показать не истинность единого Бога против всех ложных богов, а дух превозношения антифея и антихриста надо всем, что почитается богом. Потому «называемый бог» есть здесь всякое существо, которое в то время люди будут почитать богом... Над всем этим антихрист будет возвышаться, давая понять конечно, что всякий чтимый бог — ничто в сравнении с ним, и что его одного должно чтить как Бога. Изречения эти апостол мог заимствовать у пророка Даниила, который пишет: «Вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит и ни желания жен, ни даже божества никакого нё уважит; ибо возвеличит себя выше всех».
Святыня (чтилище) есть предмет благоговейного религиозного чествования, предмет или божески чтимый, или ради Бога чтимый, т. е. или божество, или храм, священные вещи и действия, все входящее в чин богопочтения внешнего. Антихрист сочтет недостойным себя всякий вид богопочтения, какой застанет среди людей, все их презрит, отвергнет и, конечно, заведет свой новый: ибо Богом себя выставит, а Бог без богопочтения не бывает. Первая мысль здесь уместнее, но и второй можно не чуждаться; ибо что он сядет в храме, как бог, есть уже часть чина богопочтения, как видится, главная, неточная, по которой будет учреждено и все другое; чем заменится всякое другое богопочитание.
«В храме Божием сядет он, как Бог»
Церковь здесь храм, здание. Какой же это храм? Вот ответ Феофилакта: «В храме сядет, не Иерусалимском собственно, а просто в церквах Божьих и во всяком храме Божьем». Будет же гденибудь центральное место действования антихриста, и будет конечно определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того места и подразумевает апостол. В этом храме и воссядет он, как Бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседа
засвидетельствует какимлибо иным способом В Апокалипсисе говорится об образе зверином Не его ли всюду поставят в храмах? Само собою разумеется, что если он произведет широкое отступление от христианства, то заберет с христианами и храмы. Как в них после сего оставаться христианскому строю и чину неуместно будет, то заведут чтолибо новое, по духу нового бога. И тут первое место будет занимать то, чем будет означаться восседание антихриста в храме. В какое же место сам придет, там сам лично воссядет, как Бог. Всячески в словах апостола предрекается факт, а не выражается идея.
«Выдавая себя за Бога»
Такой окружит себя помпой в храме, такую даст себе обстановку посредством призрачных знамений, что все приставшие к нему увидят в этом проявлении будто бога, как некогда Ирод, облекшись в одежду царскую и сев на судилище пред народом, показался последнему чем-то необыкновенным, так, что чудилось, будто и голос У него не человеческий, а божеский36. Св. Златоуст говорит: «Будет стараться показать себя богом; ибо совершит великие дела и явит великие знамения». Экумений: «Всякие покушения употребит — делами, знамениями и чудесами явит, будто он бог».
«Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?»
Прервал апостол речь, как замечено уже, и Не Договаривая, что пока этого всего не будет, Не придет Господь, обращает внимание Солунян к тому, что лично говорил им, и давая им самим дополнить не конченную речь. Говорил об этом, об этих обстоятельствах, предшествовать имеющих пришествию Господню. Говорил, а они забыли: в этом укор и урок дорожить словом, исходящим из богодухновенных уст. Забыли, или, может быть, перетолковали, сбиты будучи распространившимися ложными речами, и смешав понятия о ежечасном ожидании Господа с решительным наступлением дня Господня. Так св. Павел во всем помянутом о явлении антихриста ничего не сказал нового. Все то объяснял он в первой проповеди. Следовательно, учение о конце мира с обстоятельствами, ему предшествующими и последующими, т. е. речь о Втором Пришествии Христовом, суде, рае и аде, составляла неотъемлемую часть первоначального благовествования и предмет неотложный первого верования. Следовательно, далее нельзя легкомысленно относиться к этим предметам, и содержа другие члены веры, позволять себе строить своеличные о том воззрения, помимо учения, апостолами преданного и Церковью хранимого.
Заметим мимоходом, что об антихристе нигде не говорится с такой определенностью, как здесь. Но не случись недоумений у солунян, св. Павел не написал бы о том, довольствуясь личной речью к солунянам, и веря, что они хорошо и верно помнят сказанное им. Если бы теперь слово апостола об антихристе дошло Д° нас не в Писании, а через предание от солунян, слово истинно апостольское и богодухновенное, и мы содержали бы это учение по одму преданию; с какой бы глубокомысленной арностью выступали против нас не принимающие преданий — инославные, обличая в веровании неопределенной молве предания, как они имеют обычай выражаться? Они уже и здесь успели нечто нагадать от своего смышления. Св. Павел здесь только говорит с такой определенностью, а в других посланиях уже не упоминает об этом. Следовательно, говорят, апостол изменил образ оглашения первой проповедью и воздерживался уже говорить потом об обстоятельствах Второго Пришествия. На самом деле следует из этого только то, что апостол не писал более с такой определенностью, хотя упоминал во многих местах; не писал же потому, что подробно объяснил все в первой проповеди, упоминая и о возможности уклонения от истины подобно солунянам и тем предотвращая заблуждение, а потому и повод писать о том».