Богослужение: Ектения просительная

Богослужения

Словно продолжением славословия Триединому Богу, воссылаемого в песне «Свете Тихий», предстает вечерняя молитва: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам. Благословен еси, Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки. Аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Благословен еси, Владыко, вразуми мя оправданием Твоим...»
Эта молитва принадлежит уже наступающему дню. Следующая далее просительная ектения раскрывает и дополняет ее содержание. В ектении содержатся прошения о благах духовных в продолжение настоящей жизни, при кончине ее и за ее пределами.
Ектения просительная начинается словами: «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви». Затем испрашивается у Господа благодатное содействие во всем и особенно в исполнении последующих прошений: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Божея Твоею благодатию». Поскольку каждое прошение ектении заканчивается словами: «...у Господа просим», а на все прошения лик взывает: «Подай, Господи», то и сама ектения называется просительной.
«Вечера всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим».
«Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим». Здесь мы просим у Бога не того, чтобы Он вновь послал нам Ангела Хранителя (он дан каждому из нас от самого крещения), но просим, чтобы приставленный к нам Ангел не переставал бы по причине наших грехов oxранять и руководить нас к праведной жизни.
«Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим». Просим об этом, ибо нет человека, который не согрешал бы пред Господом и не нуждался бы в Его помиловании.
«Добрых и полезных душам нашим, и мира мирови у Господа просим». Просим, чтобы Бог дал нам все нужное и полезное для нашего спасения.
«Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим». Просим, чтобы остальные дни нашей жизни провести нам в сердечном сокрушении о содеянных нами грехах.
«Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и добраго ответа на Страшнем Судищи Христове просим». Молим Господа, чтобы Он даровал нам окончить нашу жизнь по-христиански: исповедавшись и приобщившись
Святых Тайн, без мучительных болезней, с надеждой воскресения. Молим также и о том, чтобы Он сподобил нас дать добрый и безбоязненный ответ на Страшном Суде.
Ектения просительная оканчивается также, как и ектения великая, преданием себя в волю Божию: «Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим».
Заключает ектению возглас священника: «Яко благ и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». «Аминь», — поет хор.
Священник преподает «Мир всем», благословляя рукой всех молящихся в храме. Он преподает дар этот по заповеди Господа, который оставил нам мир Свой и повелел приветствовать миром всех, ищущих мира и счастья во Христе.