Супружеские отношения - значение слова в православном словаре

(Старец Паисий Святогорец) Супружеские отношения

Ты спрашиваешь меня о супружеских отношениях женатых священников и мирян. Почему святые отцы не дают совершенно точных определений о том, какими должны быть эти отношения? Потому что нельзя четко определить, как они должны строиться, ибо разные люди не могут жить по одинаковому шаблону. В этом вопросе отцы Церкви многое предоставляют нашей рассудительности, духовной ревности и чуткости, возможностям и усердию каждого человека. Чтобы было понятнее, приведу примеры из жизни людей подвизающихся, знакомых мне женатых священников и мирян. Среди них есть такие, которые после рождения одного, двух или трех детей живут в воздержании. Другие раз в год вступают в супружескую близость для рождения детей, а все остальное время живут как брат и сестра. Третьи воздерживаются от супружеских отношений лишь во время постов, а в остальное время имеют супружескую близость. Четвертым и того не удается исполнить. Есть супруги, имеющие общение в середине недели, чтобы три дня перед Божественным причащением и три дня после него быть в чистоте. Кто-то претыкается и на этом. Поэтому, явившись после Своего Воскресения апостолам, Христос прежде всего сказал им: «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас... примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 21—23). Цель заключается в том, чтобы каждый подвизался с рассуждением и ревностью, в меру своих духовных сил. Поначалу, естественно, мешает молодость, но с возрастом плоть ослабевает и начинает владычествовать дух, и тогда семейные люди тоже могут хотя бы отчасти изведать вкус небесного блаженства. Уже по естественным причинам они не стремятся к телесным удовольствиям, которые становятся для них незначительными. Так вот подвизаются живущие в браке люди — они приходят в рай по спокойной, ровной, вьющейся тропинке, тогда как монахи восходят туда, пробираясь напрямую — по вертикали, карабкаясь по скалам и взбираясь на вершины. Тебе нужно иметь в виду, что супружеские отношения — не только твоя проблема, и ты не имеешь права регулировать их единолично, но только «по согласию», как пишет апостол Павел (см.: 1 Кор. 7, 5). Но и когда это делается по взаимному согласию, тоже необходимы внимание и молитва. И сильный должен входить в положение немощного, а то нередко бывает так: один супруг соглашается жить в воздержании, чтобы не огорчать другого, но мучается от этого. Чаще всего это случается с женщинами, которые отчасти имеют страх Божий, однако не могут справиться со своей плотью. Иногда некоторые благочестивые мужья, получив согласие супруги, по нерассудительности надолго продлевают период воздержания от супружеской близости, но жены от этого страдают: у них случаются нервные срывы и тому подобное. Мужья думают, что их жены преуспели в добродетели и потому стремятся к большей строгости, реже вступая в близкие отношения. А у жен начинаются искушения, и они ищут кого-нибудь на стороне. И если случается падение, они мучаются угрызениями совести, а мужья, замечая, что жены не стремятся к супружеской близости, стараются жить еще более воздержанно. Причина всего этого во вполне понятном женском самолюбии и в ревности, которую испытывает женщина, чувствуя себя «отстающей». Видя стремление мужа к духовной жизни, жена совершает над собой насилие, чтобы его «опередить». Очень важно и то, сходны ли супруги по своему складу, типу. Когда один из них человек спокойный, а другой — живой, темпераментный, то надо, чтобы сильный приносил себя в жертву более слабому. Со временем и немощный станет здоровым, и тогда оба будут двигаться вперед.

Православный словарь, энциклопедия, духовный алфавит - www.avs75.ru

2009

[назад в раздел ]