Обвинение других - значение слова в православном словаре
(Старец Паисий Святогорец) Обвинение других
Всех людей по их отношению к жизни, в том числе и к семейной, — можно приблизительно распределить на две группы. Одна их них похожа на муху. У мух есть такая черта — они всегда садятся на всякую грязь и нечистоты, не обращая внимания на ароматные цветы. Те люди, которые похожи на мух, замечают и ищут везде только злое, никогда не видя и не пытаясь увидеть добро. Другая группа людей напоминает пчелу. Отличительная черта пчелы в том, что она находит только сладкое и красивое, не обращая внимания на грязное. В таких людях всегда работает добрый помысел, они замечают только хорошее и о других думают хорошо. Тем, кто привык обвинять во всем других, в том числе и своего мужа (или жену), я обычно предлагаю выбрать, к какой категории людей принадлежат они сами, а к какой те, кого они обвиняют.
Если мы обличаем ближнего с болью, движимые бескорыстной любовью, то даже если он этого не понимает, в его душе происходят перемены. А обличая без любви, с недоброжелательством, мы в нем «будим зверя», потому что наша злость, сталкиваясь с его самолюбием, высекает пламя ненависти. Если мы по любви терпим недостатки нашего ближнего, он чувствует это. И нашу неприязнь он тоже ощущает, даже если мы прячем ее вглубь и никак не проявляем внешне, потому что наша злоба отзывается в его душе тревогой. Надо всегда спрашивать себя, с какой целью мы хотим сказать нечто обличительное, каковы наши побудительные причины. Наша душа болит за ближних, или же нам самим хочется выглядеть хорошими? Если кто-то пытается якобы из духовной ревности привести в порядок церковную жизнь, а в действительности ищет личной выгоды, то как Господь даст ему свое благословение?
Чтобы один человек мог давать другому указания, как ему поступать, наставляемый должен иметь смирение, а наставник — быть в десять раз смиреннее, чем он. К тому же он сам должен жить так, как учит других. Если я уверен в своем совете на сто процентов, значит, я сам выполняю это на все сто пятьдесят процентов, но даже при этом я не раз подумаю, стоит что-то говорить человеку.
Разумеется, можно обличать грехи только близких людей, родных и знакомых. Духовнику нужно ориентироваться на то, какова его власть над человеком и какова степень ответственности. Если духовный отец взял на себя руководство духовной жизнью чада, то ему необходимо его обличать — конечно, очень осмотрительно. Но совершенно бессмысленно становиться чьим-то наставником и обличать пороки этого человека, если он не давал тебе такого права. Это то же самое, как если кто-нибудь зашел бы в мою келью и без спроса все бы в ней переставил на свой лад.
Если нам станут известны дурные поступки ближних, не будем предавать их огласке. Это нехорошо, когда о чьих-то нравственных падениях узнают все. Нерассудительно разглашая чужие грехи, мы порождаем еще большее зло. Милосердный Бог с любовью терпит наши провинности и никого не выставляет на позор, хотя Ему ведомо наше плачевное состояние. И святые тоже никогда не унижали грешного человека в глазах других, но с любовью и духовной тонкостью втайне содействовали его Управлению. И Церковь действует таким же образом. Мы же, лицемеры, хотя сами грешники, поступаем противоположным образом те, которые бездумно обличают грехи других находятся в духовном помрачении и озлоблении. Они смотрят на людей как на бесчувственные чурбаны и беспощадно обтесывают их на свой лад, не обращая внимания на то, что причиняют им страдания.
[назад в раздел ]