Как правильно понять то, что врагами Святителя Иоанна Златоуста были именно архиереи, именно они были основными гонителями
- Алексей Ильич, хотел бы задать вопрос, который часто задают студенты нашей Московской Духовной Семинарии. Они спрашивают, как правильно понять то, что врагами Святителя Иоанна Златоуста были именно архиереи, именно они были основными гонителями. Патриарх Александрийский Феофил так и не примирился со святым Иоанном Златоустом, святитель Епифаний Кипрский, также противник св. Иоанна, тоже канонизован Церковью. Как понять это противоречие?
- Здесь, по-видимому, особых объяснений не требуется. Всю историю Церкви мы наблюдаем это явление. Св. Василий Великий в одной из своих проповедей говорит: «И не зарождалось в душах человеческих более пагубной страсти, нежели зависть». И мы видим и в истории человечества, и в истории самой Церкви, сколько зла совершено по причине этой страсти. И даже когда мы говорим, что человек - святой, который прославлен по кончине, надо понимать, что не с рождения же он святой, что у многих был путь великих борений, падений, восстаний, вновь падений, вновь восстаний, раскаяния, плача о грехах. Поэтому не приходится удивляться, что подчас и в жизни святых находим вещи неприглядные. Человек всегда может пасть, как только возгордится в своей душе. В отношении же свт. Епифания Кипрского. К сожалению, на свт. Иоанна много было просто клеветы. И не всегда ее было возможно проверить. Легковерность многих подводила. Были и нестроения, недоразумения и между святыми людьми, потому что все мы грешны. И ни один святой, даже самый великий, не является абсолютно святым. Помните, Сисой Великий, когда умирал, его лицо просветилось как солнце, а он умолял Бога дать ему еще время на покаяние. Отцы, собравшиеся вокруг него, говорят: «Сисой, тебе ли каяться?» А преподобный Сисой ответил: «Поверьте, братья, я не знаю, положил ли я хоть начало покаяния моего». И это были слова видения поврежденности нашей природы, всей нашей изменчивости, если хотите. Только милость Божия, когда мы смиряемся, может удержать нас от грехов. А как только мы возгордимся, сразу падаем. Сколько случаев описано в Патериках, когда подвижники, подчас имеющие уже дары прозрения, молитвы, чудес не только падали, но и погибали. Почему? Гордость. Так что не приходится удивляться, что св. Иоанн Златоуст был гоним. Но не нужно забывать и то, что все-таки основной источник гонений исходил от императрицы, т. е. от светской власти. А мы знаем как часто церковные люди, готовы на цыпочках ходить перед властью и угождать ей, даже и в деяниях, увы, совсем неправедных.