— А что такое отчитка? Для кого она предназначена?
— Насчет отчитки... Недавно вышла в Псково-Печерском монастыре книга писем архим. Иоанна (Крестьянкина), где он говорит, что отчитка — это просто чин, это молитвословие. Но это молитвословие никак не может сравниться с таинствами, такими, как соборование, исповедь и причастие. Чтобы отчитывать действительно плодотворно, я считаю, человек должен иметь благодатный дар изгнания демонов. Для этого человек должен победить демонов прежде всего в самом себе, то есть стать бесстрастным, стать святым человеком. Но и святые не все имели дар изгнания демонов. Например, св. прав. Иоанн Кронштадтский бесов изгонял. Но он не совершал чина отчитки, а просто говорил: “Изыди!” — и бес выходил. Однако далеко не все святые брались за изгнание бесов. А сейчас на каждом шагу такое встречаешь — это просто смешно! Если человек выдумывает себе какие-то дары, начинает бесов изгонять, я такому не доверяю. Я знаю, что Святейший Патриарх Алексий очень не одобряет отчитки, прямо не благословляет их и людей, которые этим занимаются. Это в лучшем случае — люди немножко заблудшие, может быть, немножко нездоровые, а в худшем — это просто шарлатаны, которые зарабатывают на этом деньги.
— Но ведь на Западе существовали раньше так называемые “экзорцисты”, которые изгоняли нечистую силу?
— На латинском Западе средневековая инквизиция, чтобы определить, вселился ли диавол в человека, подозреваемого в колдовстве, или нет, производила такой опыт: подозреваемому привязывали кисти рук к ступням ног и в таком положении бросали в воду. Если человек не тонул и оставался на поверхности воды — значит, это ведьма или колдун, и такого человека сжигали, а если тонул — ну, в Царство Небесное пошел и к нечистой силе не имел никакого отношения... Православные никогда таким не занимались. Они знали, что Господь можетСам наказать, кого нужно, не дело человека кого-либо наказывать. Государственная власть — другое дело, она может наказать за какие-то преступления. Но это не дело Церкви.
Сам чин отчитки — “экзорцизм” — пришел к нам с Запада, его нет в православных требниках, тем более в требниках православного Востока. Впервые в России он встречается в требниках Петра Могилы, который в общем-то очень многое заимствовал у католиков. Преподавание в первой устроенной им Киево-Могилянской академии Петр Могила ввел почему-тона латинском языке, с изучением латинских отцов (причем еретических отцов, уже после разделения Церквей!). Не знаю, зачем это было нужно...
P`S У меня на сайте есть видео- ответ на подобный вопрос, советую посмотреть