Винопитие
- Я процитирую книгу, которая по благословению святейшего Патриарха Алексия была издана в 2008 году – «Примеры из пролога и патериков». Там есть глава «Вино». Вот выдержка оттуда: «Авва Федор при посещении других не советовал пить вино. В 20 милях от Александрии есть Лавра, называемая Каламон. Там подвизался авва Федор. Однажды его спросили: хорошо ли отче, если мы придем к кому или к нам придет кто-то и мы стали бы пить вино. Нет, – отвечает.
- А почему же разрешали древние отцы?
- Древние отцы были велики и сильны. Они могли разрешать и опять запрещать. А наш род, чада, не может разрешать и запрещать. Если мы разрешим, то уже не выдержим строгого подвижничества.
Святитель Игнатий Брянчанинов, тот, на творения кого мы сейчас ориентируемся, потому что он близок нам, по поводу вина имел совершенно четкую позицию. Он не говорил об умеренности, он говорил, что от вина нужно отказаться. Причем, он видел реальную ситуацию в России, переживал очень ярко и остро и говорил, что в данной ситуации нельзя быть умеренным.
Итак, всем ли нужна мера, или где-то нужна четкая, твердая позиция?
- Нет такого положения в отношении винопития: «немножко можно грешить». Никакого «немножко можно грешить» не может быть. Грехом является не винопитие, а пьянство. Об этом говорит Библия и святые отцы. И это не вызывает ни у кого сомнения. Немножко выпить вина не значит «немножко согрешить».
В отношении меры. Есть мысль, которая сегодня, как никогда нам важна. Чем характеризуется католицизм? – Папа сказал – вопрос закрыт. Чем характеризуется протестантизм? – Каждый сам понимает Священное Писание, и каждый сам его толкует. Понимаете, почему рассыпалось христианство? И католики с высоко поднятой Библией и протестанты с высоко поднятой Библией. Чем же мы от них отличаемся? Не сам, как мне кажется, я толкую Писание, только согласное учение Отцов в каком-то вопросе является для меня критерием истинности. Если мы начнем отступать от согласного учения святых отцов, мы превратимся в тех же протестантов.