Отпевание
- А вот другая проблема – отпевание. Если человек жил в советское время, искренне верил в коммунизм, но душа у него была светлая, добрый был человек… Но раз умер некрещенным, получается, отпевать его нельзя, и в Церкви за него не помолишься. И противоположный пример: приносят в храм на отпевание какого-нибудь явного мерзавца, условно скажем, главу района, который людей ненавидел, грабил из бюджета деньги, обирал детей и пенсионеров. Но священник вынужден совершать отпевание, поскольку покойный формально был крещеным. Хотя в последнем случае даже у самого священника язык не поднимается произнести положенное «Со святыми упокой»… Где справедливость? И как быть?
- В Церкви, как и в любой организации, существуют правила. И отпевание по установленному правилу разрешается совершать только над крещеным. Устанавливали это правило с воспитательной целью, и когда всё население было православным, оно приносило свои плоды. Теперь иное время и, думаю, будут какие-то изменения. Но в любом случае данное правило не запрещает молиться за некрещеных. За каждым богослужением произносятся слова: еще молимся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея. Но ведь во властех и воинстве разве все крещеные? Кого там только нет. А Церковь, тем не менее, призывает всех присутствующих за богослужением молиться о всех их. Да и разве мы знаем, кто ближе к Богу, кто скорее спасется? Разве могла кому-либо придти в голову мысль, что первым в рай войдет бандит? Но именно распятый справа от Христа разбойник спасся первым, а не: архиереи, богословы, законники и т.д. Христос с Креста молился о Своих распинателях, сущих антихристах. Молиться, следовательно, за всех можно. Вопрос этот звучит очень часто, и можно надеяться, что будет выработан соответствующий церковный чин, разрешающий священнослужителям совершать определенные молитвословия над каждым умершим, независимо от его земных убеждений, если за него просят его родные, друзья, товарищи.