Богослужение: Панихиды

Богослужения

Панихида есть сокращение чина погребения, содержащее моление о прощении грехов и упокоении христиан. В первые три дня по смерти она справляется ежедневно, после погребения — в девятый и сороковой день, и ежегодно — в дни именин, рождения и кончины христианина. В эти последние дни панихиды совершаются в изъявление нашей непрестающей любви к умершему. В дни же третий, девятый и сороковой совершение панихид имеет еще и другие основания. Поминовением усопших в третий день выражается желание, чтобы душа воскресла для вечной жизни, по примеру Господа Иисуса, воскресшего в третий день из мертвых. Поминовением же в девятый день выражается желание, чтобы душа усопшего введена была в число девяти ликов Ангельских, а в сороковой день, чтобы она, подобно вознесшемуся Господу, была принята в обители райские. По откровению, полученному святым Макарием Александрийским, поминовение в эти дни совершается также сообразно и с различными состояниями души за гробом.
«В первые три дня по смерти, — говорит святой отец, — когда бывает приношение о умершем, душа его получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, какую чувствует она от разлучения с телом. В третий же день Тот, Кто воскрес в третий день из мертвых, повелевает, в подражание Его воскресению, вознестись всякой христианской душе на небеса для поклонения Богу всяческих. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе различные приятные обители святых и красоту Рая. Все сие рассматривает душа шесть дней, удивляясь и прославляя Содетеля всех — Бога. Созерцая же все сие, она изменяется и забывает скорбь, какую она имела, будучи в теле. Но если она виновна во грехах, то, при виде наслаждений святых, начинает скорбеть и укорять себя, говоря: "Увы, сколько я осуети-лась в мире том! Увлекшись удовлетворением похо-тей, я провела большую часть жизни в беспечности и не послужила Богу как должно, дабы можно было и мне удостоиться сей славы. Увы, мне бедной". По рассмотрении же, в продолжение шести дней, селений праведных, она паки возносится Ангелами на поклонение Богу. Итак, хорошо делает Церковь, совершая в девятый день службы и приношения за умершего. После вторичного поклонения Владыка всех повелевает отвести душу в ад и показать ей находящиеся там места мучений, разные отделения ада и разнообразные мучения нечестивых, в которых находящиеся души грешников непрестанно рыдают и скрежещут зубами. По сим различным местам мук душа носится тридцать дней, трепеща, чтобы и самой не быть осужденной на заключение в оных. В сороковой день опять она возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей приличное по ее делам место заключения. Итак, правильно поступает Церковь, делая поминовение в сороковой день о усопших и приявших крещение».
Для особого, соборного поминовения усопших в Русской Церкви установлены следующие дни:
1.    Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (31 января / 13 января).
2.    Вселенская родительская (Мясопустная) суббота. Память всех от века усопших православных христиан, отец, братий и сестер наших (суббота накануне мясопустной недели).
3.    Поминовение усопших (суббота 2-й седмицы Великого поста).
4.    Поминовение усопших (суббота 3-й седмицы Великого поста).
5.    Радоница (первый вторник после Пасхальной недели).
6.    День памяти воинов, на поле брани убиенных в Великой Отечественной Войне (9 мая).
7.    Троицкая родительская суббота (суббота перед днем Святой Троицы).
8.    Суббота Димитриевская (суббота перед днем святого великомученика Димитрия Солунского, празднуемым 26 октября / 8 ноября).