Богослужение: Чин погребения христианина
Чин погребения православного христианина состоит: из псалмопения и песнопений, чтения Священного Писания и разрешительной молитвы над умершим, целования умершего, возлияния на него елея и посыпания землей, положения тела умершего в могилу.
После Божественной литургии начинается последнее молитвословие об умершем христианине. Краткие молитвы и чтение псалма: Живый в помощи Вышняго в крове Бога небеснаго водворится (Пс. 90, 1), сменяются пением псалма 118-го: «Блажени непорочнии, в путь ходящии в законе Господни», в котором изображается блаженство душ праведных, соблюдающих закон Господень, твердое упование на милость Божию и тихие молитвы о помиловании. Псалом этот разделяется на три статьи, из которых в первой и последней каждый стих псалма сопровождается припевом «Аллилуия», а во второй — «Помилуй мя раба Твоего».
За боговдохновенными псалмами Давида следуют стихи новозаветные, поющиеся с припевом «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и изображающие всю судьбу человека. Созданный из ничего, получивший образ Божий, за преступление заповеди человек возвращается в землю. Но и теперь человек есть образ неизреченной славы, хотя и носит язвы прегрешений; и теперь дерзает он просить милосердие Божие, чтобы оно возвратило ему через покаяние вожделенное отечество, где находится Источник жизни.
Вскоре за сими стихами поется канон. Все тропари его проникнуты молитвой к мученикам, которых Церковь просит ходатайствовать об усопшем, но здесь же Церковь научает нас смотреть правильным взором на настоящую жизнь. Так, 6-я песнь представляет настоящую жизнь под видом постоянно волнующегося бурного моря, а смерть — путеводителем к тихому пристанищу. После такого изображения жизни человеческой священнослужители, стоящие около гроба со свечами в руках, молят Бога, избавляющего умершего от волн житейского моря,
упокоить его со святыми, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
За каноном следуют самогласны. Это вопль человека над развалинами жизни человеческой о суете ее, ничтожности, всех бедствиях и скорбях. Какая житейская сладость пребывает, не причастна печали? Какая слава стоит на земле непреложна? В одно мгновение все это отнимает смерть. «Где есть мирское пристрастие? Где есть злато и серебро? Где есть рабов множество и молва? Вся — персть, вся — пепел, вся — сень». И далее: «Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, и вижду во гробех лежащую, по образу Божию созданную нашу красоту, безобразну, бесславну, не имущую вида».
При такой безотрадной картине человеческой жизни христианин находит себе утешение в словах и обетованиях нашего Спасителя. Апостол Павел переносит мысль нашу за пределы гроба и раскрывает пред нами дивные тайны будущего преображения тела человеческого. Иисус же Христос утешает нас, говоря: Аминь, аминь глаголю вам, яко грядет час, в он же еси сущии во гробех услышат глас Сына Божия, и изыдут сотворшии благая в воскресение живота, а сотворшии злая в воскресение суда (Ин. 5, 28).
После Евангелия духовный отец умершего, вслух всей церкви повторяет данное ему пред смертью разрешение во всех грехах, в которых он покаялся или которые забыл исповедать по слабости памяти, а также снимает с него и все епитимии, и клятвы, которым он мог подпасть во время своей жизни. Для более наглядного удостоверия всех близких умершему в прощении его и примирении с Церковью духовный отец прочтенную им разрешительную молитву влагает в руку умершего. Такой обычай влагать грамоту в руки умершего появился в России во времена Феодосия Печерского. Он первый «быв убежден любовью Симона Варяга, написал словеса молитвы прощальные. Симон же заповедал сие рукописание по смерти вложить в руце свои».
По прочтении разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего как знак нашего единения и любви к нему, не престающей и за гробом. Последнее целование умершего совершается при пении трогательных песней: «Зряще мя безгласна и бездыханна предлежаща, восплачите о мне братие и друзи, сродницы и знаемии: вчерашний бо день беседовах с вами, и внезапу найде на мя страшный час смертный; но приидите еси любящии мя и целуйте мя последним целованием; не ктому бо с вами похожду, или собеседую прочее, к Судии бо отхожду, идеже несть лицеприятия». Церковь прощальными песнями хочет только сильнее и живее напечатлеть в сердце живущих памятование о страшном дне смерти, а не возбудить в нас скорбь безотрадную.
По окончании прощальных песен возглашается диаконом ектения об упокоении усопшего и раздается над гробом «вечная память» как обет любви и вечного единения живых с умершим. Пред закрытием гроба священник бросает крестообразно горсть земли на умершего, показывая, что эта плоть некогда воскреснет, и произносит слова: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и еси живущии на ней». После крестообразного посыпания умершего землей с пением тропарей: «Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой» закрывается гроб и умерший полагается в могиле с обращенным на восток лицом.
Могилы православных христиан бывают или на устроенных при церкви кладбищах, или при самой церкви в знак того, что бывшие верными Церкви при жизни находятся под особенным ее попечением и по своей смерти. На могиле христианина ставится крест как символ победы Христовой над смертью и адом, как величественное многолиственное дерево, под тенью которого покоится христианин, словно путник после долговременного странствования.