Богослужение: Таинство покаяния / Покаяние во времена апостолов и в первые века христианства

Богослужения

Покаяние, разумеемое в собственном смысле, как сознание и сокрушение о своих грехах, соединенное с намерением исправить свою жизнь, во все времена было и должно быть одинаково. Но покаяние, понимаемое как Таинство, в смысле исповеди грехов и разрешения их священником, в различные века имело не одинаковый вид.
При апостолах, и вообще в первые три века христианства, в грехах не тяжких исповедовались наедине пред священником. Но если кто впадал в грех тяжкий и явный, тот был совершенно отлучаем от Церкви. Когда же падший изъявлял искреннее раскаяние и желание быть снова принятым в Церковь, то он был обязан исповедать грех свой пред целой Церковью и по ее приговору пройти различные степени испытания в доказательство искренности своего раскаяния. Сроки испытания, смотря по тяжести преступлений, были неодинаковы. Иногда кающиеся подвергались испытанию на один год, а иногда на семь, пятнадцать лет и даже на целую жизнь. Впрочем, время покаяния нередко было сокращаемо, смотря по искренности кающихся, равно как и по ходатайству исповедников, которые давали им «рукописание мира», в котором, свидетельствуя о достаточном их покаянии, просили о примирении их с Церковью.
Как самый доступ к покаянию и переход из одного разряда кающихся в другой дозволялись не иначе, как с молитвой и рукоположением, точно так же и окончательное разрешение от грехов преподавалось
пред всей Церковью с молитвой и возложением рук епископа или предстоятеля Церкви. Днями торжественного разрешения от грехов были дни воскресные, но преимущественно для того избирали день страдания Христова, в который излита была Божественная Кровь за грехи всего мира.
Введение частной исповеди
В конце III века покаяние начало все более принимать характер частной исповеди. Главным поводом к этой перемене служило появление раскола новаци-ан. Два пресвитера, Новаций римский и Новат карфагенский, внушая народу, чтобы он не сообщался с теми, которые отреклись от веры во время Дециева гонения, открыто учили, что павшие в тяжкие грехи после крещения отнюдь не должны быть разрешаемы от них. Церковь, осудив это учение в предотвращение нарекания от еретиков и соблазна для слабых, предоставила епископам власть назначать особенных пресвитеров, известных своей жизнью и опытностью, духовниками и поручать им принимать наедине исповедание во грехах от тех, которые не решались принести покаяния общественного.
С другой стороны, и оскудение ревности в кающихся, и печальные примеры обращения открытой исповеди в предмет злоречия и неуважения к ближнему заставили впоследствии вовсе заменить общественное покаяние частной исповедью пред священником.