Богослужение: Таинство крещения и миропомазания

Богослужения

Кроме Богослужения, совершающегося в определенные времена и для всех верующих, есть еще священнодействия, совершаемые особо и в различные времена по требованию и частным нуждам верующих. Эти священнодействия в обыкновенной речи называются требами. К числу таких треб принадлежат, во-первых, последования всех Таинств, кроме Таинства Евхаристии и Священства; а во-вторых, последования обрядов погребения и молебных пений на различные случаи.
Крещению обыкновенно предшествует наречение христианского имени, воцерковление и чин оглашения.
Наречение имени
В начальный период богослужебного порядка на Руси наречение имени совершалось в храме на восьмой день. Младенец приносился к вратам храма, где священник троекратно осенял его знамением креста и нарекал ему христианское имя, молясь, чтобы крест f всегда пребывал в его уме, сердце и помышлениях, а также, чтобы новорожденный навсегда остался верен данному христианскому имени. Имя новорожденному давалось по воле родителей в честь одного из святых, чтимых в Русской Церкви для того, чтобы он старался подражать подвигам святых своего имени и имел в них своих молитвенников и покровителей.
В случае слабости младенца, имя ему может быть нарекаемо в самый день его рождения и не только пред вратами храма, но и в доме, после обычных молитв о помиловании и освящении родившей его матери.
Воцерковление
В сороковой день, когда мать приходит в храм для принятия очистительной молитвы (Ранее этого срока мать, родившая ребенка, не может входить в храм), она приносит с собой и новорожденного младенца для его воцерковления. Священник, по прочтении очистительных молитв, берет на свои руки младенца и, произнося: «Воцерковляется раб Божий (имя его) во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков», начертывает ему крест. Так делает священник трижды: пред вратами храма, среди храма, и перед престолом (или, если младенец женского пола, — перед Царскими вратами). Этим действием младенец вводится в общество верующих и получает право на вход в храм Божий.
Если изъявляет желание креститься человек взрослый (иудей, язычник или магометанин), то, по наречении имени, он должен изучить Символ Веры, молитву Господню и десять заповедей. Когда же он удовлетворительно изучит все это, его обязывают всенародно произнести отречение от своего прежнего исповедания и допускают к крещению.
Молитва предогласительная
Приступающий к крещению поставляется в преддверии храма, как еще не достойный быть внутри дома Божия. Священник троекратно дует ему в лицо, трижды осеняет знамением креста, возлагает на него руку и читает предогласительную молитву. Дуновением священника изображается возобновление в крещаемом образа Божия; через крестное знамение новообращенный отделяется от общества неверующих; возложение руки на его голову означает преподание ему благодати.
За молитвой предогласительной следует заклинание, отречение крещаемого от диавола и сочетание его со Христом.
Заклинание
Заклинание состоит из четырех молитв. В двух первых священник от своего лица именем всемогущего Бога заклинает диавола отступить со всеми своими злыми ангелами от новоизбранного воина Христова. В двух же последних он обращается с молитвой к Богу, прося Его, чтобы Он своим могуществом изгнал из оглашаемого всякого нечистого и лукавого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце его. При сем последнем заклинании повторяется опять троекратно дуновение на уста, лоб и грудь крещаемого для окончательного отогнания диавола, получившего, со времени греха Адамова, доступ к человекам и некоторую власть над ними как над пленниками и рабами своими.
Отречение от диавола
После заклятия диавола священник поставляет оглашенного лицом к западу, где появляется тьма (так как сатана, от которого надлежит отрекаться, есть тьма), повелевает оглашенному поднять руки, словно пред находящимся близ него сатаной, и по три раза
предлагает оглашенному вопросы: «Отрицавшися ли сатаны, и всех дел его, и всех ангел его, и всего служения его, и всея гордыни его? Отреклся ли ecu сатаны?» На первые три вопроса оглашенный отвечает: «Отрицаюся», а на последние — «Отрекохся». И потом, по слову священника: «Дуни и плюни на него», довершает свое отречение дуновением и плюновени-ем, свидетельствуя тем свое презрение к диаволу и свой решительный разрыв с ним.
Сочетание Христу
По отречении от диавола, оглашенный обращается к востоку, откуда воссиял нам свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир. И на троекратные вопросы священника: «Со-четаваеши ли ся Христу? Сочетался ли ecu Христу?» Он отвечает: «Сочетаваюся, сочетахся». Это сочетание есть не что иное, как обещание Иисусу Христу покорности, обязательство вступить в число Его последователей. Как воин при поступлении на службу дает присягу в верности государю, так и оглашенный, вступая в благодатный союз со Христом, в виде присяги произносит Символ Веры. Дав обет верности Иисусу Христу Искупителю, оглашенный воздает Святой Троице поклонение, произнося: «Покланяюся Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице единосущней и нераздельней».