Богослужение: Дни Страстной Седмицы
Страстная Седмица, следующая за святой Четыредесятницею, вся посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Иисуса Христа, Его страданий, смерти и погребения. По важности воспоминаемых событий, все дни Страстной Седмицы называются «великими». Особенно же богаты воспоминаниями три последние дня.
Богослужение в первые три дня Страстной Седмицы состоит из великого повечерия, утрени и Литургии Преждеосвященных Даров. Оно отличается от великопостного Богослужения своей продолжительностью. В эти три дня Уставом Церковным полагается прочитать всю Псалтирь (кроме 118 псалма) и все четыре Евангелия до начала вольных страданий Христовых. Чтение Псалтири показывает нам живое ожидание Спасителя во времена ветхозаветные. Чтение же Евангелия изображает явление ожидаемого Спасителя в мир, Его спасительное учение и чудеса, ясно свидетельствующие, что Он есть истинный Сын Божий, пострадавший добровольно и невинно нашего ради спасения. Чтение Евангелия совершается на часах посреди церкви. На утрени вместо «Бог Господь» поется «Аллилуия» и тропарь: «Се жених грядет в полунощи». После канона поется песнь «Чертог твой вижду, Спасе мой».
В Великий Понедельник Церковь вспоминает целомудренного Иосифа и проклятие в этот день Господом бесплодной смоковницы. Жизнь и судьба Иосифа были прообразом будущего уничижения и славы Сына Божия; бесплодная же смоковница, подвергшаяся проклятию, изображала собой современное Иисусу Христу иудейское общество, заботившееся только о наружных делах благочестия и пренебрегавшее благочестием истинным, нелицемерным. Сообразно сему, на литургии читается предсказание Иисуса Христа о бедственной судьбе народа иудейского и конце всего мира.
В Великий Вторник Церковь вспоминает об ответах Иисуса Христа на искушающие вопросы фарисеев, о грозной и обличительной речи Его против фарисеев, о внезапности Его Второго Пришествия, о притче Его о десяти девах и талантах и, наконец, о Страшном Суде.
В Великую Среду Церковь воспоминает пророческие слова Господни: Аще Аз вознесен буду от земли, вся привлеку к себе (Ин. 12, 32); предсказание Его о Своем погребении и о предательстве Иуды.
В Великий Четверг Церковь воспоминает умовение ног, установление Тайной вечери, прощальную беседу Иисуса Христа с учениками на пути к саду Гефсиманскому и взятие Богочеловека на страдания и смерть. В этот день совершается литургия святого Василия Великого вместе с вечерней. На ней, вместо Херувимской, причастного стиха и песни «Да исполнятся уста наша» поется «Вечери Твоея тайныя днесь».
В кафедральных соборах в этот день после заамвонной молитвы совершается чин умовения ног. Архиерей выходит на амвон посреди церкви в предшествии трех диаконов, из которых один несет Евангелие, а двое других — сосуды для умовения. Евангелие полагается на аналой, а архиерей садится на приготовленное ему место. После сего протодиакон приводит из алтаря на амвон по два архимандрита или священника, пока исполнится число двенадцати. Затем, после приличных сему случаю молитв, протодиакон читает Евангелие о том, как Господь, пришедши на тайную вечерю с 12-ю апостолами, снял с себя верхнюю одежду, препоясался и умыл ноги своим ученикам, дав им наставление, чтобы и они также поступали в отношении друг друга. Сообразно читаемым словам Евангелия, архиерей снимает с себя верхние одежды, оставаясь только в подризнике, поручах, поясе и епитрахили, надевает кисейный передник, препоясывается лентионом и начинает омывать ноги сидящим священникам. При омовении архиерей преклоняет на землю одно колено, возливает воду на ногу каждого трижды, и потом отирает лентионом. Тот, у кого архиерей умывает ногу, целует архиерея в митру и руку; архиерей же целует его руку. Архиерей умывает ноги сидящих священников, начиная с левой стороны от своего места, и потом переходит на правую сторону к сидящим ближе к Царским дверям, и таким образом доходит до последнего, ближайшего к его месту архимандрита, обыкновенно изображающего собой апостола Петра.
Сей последний встает и говорит: «Господи, Ты ли мои умывши нозе» . Архиерей отвечает: «Еже Аз творю, ты не веси ныне, разумевши же по сих». «Не умывши ногу моею во веки, — говорит архимандрит, а архиерей отвечает ему словами Иисуса: Аще не умою тебе, не имаши части со Мною». Архимандит говорит: «Не нозе Мои токмо, но и руце и главу, — на что архиерей отвечает: — Измовенный не требует, токмо нозе умыти; есть бо весь чист, и вы чисти есте, но не еси», — и омывает ноги архимандрита. Затем архиерей восходит на свое место, снимает передник и лентион и при продолжающемся чтении Евангелия облачается вновь.
Конец Евангелия, в котором указывается значение умовения ног: «Образ дах вам, да якоже Аз сотворих, вы творите», — архиерей дочитывает сам. Затем он произносит молитву, в которой просит Господа, чтобы мы, омыв прилепившийся к нам прах согрешений, отерши друг друга лентием любви, возмогли угодить Богу все дни жизни нашей и обрести благодать перед Ним. После этого он входит в алтарь, и литургия оканчивается как обычно.
В Великую Пятницу воспоминаются Церковью страдания и смерть Господа нашего Иисуса Христа. Повесть сих страданий в хронологическом порядке излагается на утрени в чтении 12-ти Евангелий. При каждом из сих чтений предстоящие стоят с возжженными свечами, знаменуя славу Сына Божия, даже и во время Его уничижения. Из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в этот день Самим Сыном Божиим, литургии в этот день не бывает, но совершаются часы составленные, в V веке святым Кириллом, архиепископом Александрийским. Часы сии составлены из чтений псалмов, пророчеств и Евангелий.
Около третьего часа пополудни, когда Иисус Христос испустил дух, и тело Его было снято со Креста, совершается вечерня. На паремиях, читаемых после вечернего входа, вспоминаются Моисей, молящийся за преступный народ израильский, как прообраз всемирного Голгофского Ходатая; Иов, увенчанный милостями Божиими после своих необычайных страданий, как образ Божественного Страдальца; и Исайя, с трепетом созерцающий уничижение Искупителя мира. После паремии предлагается проповедь апостола Павла о Божественной мудрости и силе, открывшейся в кресте Христовом, и читается Евангелие о страданиях Иисуса Христа на суде Пилата, Его крестной смерти и погребении. После чтения Евангелия и следующих за ним ектений, сугубой и просительной, во время пения стихиры « Тебе одевающагося светом яко ризою», священнодействующий совершает каждение около престола, на котором лежит плащаница, изображающая мертвенное тело Иисуса Христа. Затем он поднимает ее с престола, как с Голгофы, и при пении тропаря «Благообразный Иосиф» переносит ее на средину церкви. Плащаница полагается на уготованном среди церкви столе, служащем образом гроба, в который положил тело Господне Иосиф Аримафейский. После сего верующие воздают благоговейное поклонение изображенному на ней Господу.
Богослужение Великой Субботы — это благоговейное бдение над гробом Господним. На утрене, после шестопсалмия и следующей за ним великой ектении, Царские врата отверзаются, предстоящие возжигают свечи, а священнослужащие, совершив каждение вокруг плащаницы, становятся пред нею. Лик же начинает погребальное пение, за которым следует канон, изображающий смятение неба и земли при виде Господа во гробе. После великого славословия при трогательном пении «Трисвятой песни», колокольном погребальном звоне, в предшествии хоругвей и светильников, плащаница обносится вокруг церкви. По внесении в церковь она подносится к Царским вратам и полагается на прежнем месте.
Это ношение плащаницы знаменует снисшествие Господа по смерти во ад и неразлучное пребывание со Отцом на Престоле. После хода с плащаницей над нею читается пророчество Иезекииля о воскресении мертвых, Апостол об искуплении нас Иисусом Христом от клятвы законной и Евангелие об охранении гроба Господня стражей. Утреня заключается похвальными песнями в честь погребения Христова.
Литургия в Великую Субботу совершается позже всех других дней года. Она соединяется с вечерней. После вечернего входа на ней читаются 15 паремий, в которых собраны все важнейшие пророчества, касающиеся искупления рода человеческого смертью Сына Божия. После сих паремий и прочтения Апостола пред плащаницей поется стих: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех». Во время пения сих стихов священнослужащие сменяют свои траурные одежды на светлые, и диакон в блестящей ризе, подобно Ангелу, является на средину церкви с Евангелием благовествовать о Воскресении Христовом. После сего литургия Василия Великого идет по своему обычному порядку.
По древнему обычаю, верующие после обедни должны оставаться в храме до наступления светлого праздника и проводить время в чтении Деяний Апостольских.