Богослужение: Отличительные черты каждой недели святой Четыредесятницы
Каждая неделя святой Четыредесятницы имеет свой особенный характер. Первая неделя отличается от прочих особенной строгостью поста и продолжительностью Богослужения. На повечериях в первые четыре дня читается покаянный канон святого Андрея Критского. В пятницу после заамвонной молитвы на литургии совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону1 и благословляется в честь его коливо (вареный с медом рис).
Торжество сие установлено Церковью по следующему случаю. В 362 году греческий император Юлиан Отступник, желая досадить христианам, приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на торжище в Антиохии. Святой великомученик Феодор явился в сновидении епископу и, открыв ему распоряжение Юлиана, дал совет приготовить христианам коливо вместо оскверненной пищи.
В воскресенье первой недели Великого поста, которая называется «неделей православия», совершается торжество в память восстановления почитания святых икон. В этот день, после прочтения часов или перед окончанием литургии, Церковь молится об обращении всех отступивших от православия и сохранении всех верующих, исповедывает апостольскую веру, анафематствует упорных врагов православия и возглашает вечную память мужественным его защитникам.
В воскресенье второй недели Великого поста совершается память святого Григория Паламы, жившего в XIV веке. Он известен изъяснением учения о свете, которым сиял Господь на горе Фавор, и которого сподобляются иногда великие подвижники благочестия.
В воскресенье третьей недели Великого поста на утрени, после великого славословия, выносится из алтаря на средину церкви крест и полагается на аналой для поклонения верующим. При сем поклонении Церковь поет: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим». Эта песнь поется и на литургии вместо Трисвятого. Поклонение кресту служит напоминанием верующим о страданиях и смерти Господней, воодушевляет и ук4 репляет их на продолжение подвига поста.
Поклонение кресту продолжается и на четвертой неделе в понедельник, среду и пятницу. В пятницу по окончании часов крест торжественно относится в алтарь. От поклонения кресту вся четвертая неделя называется «Крестопоклонной» и «средокрестной». В воскресенье четвертой недели Церковь воспоминает о духовных подвигах святого Иоанна Лествичника, изложившего шестидесятилетний опыт своей подвижнической жизни в сочинении «Лествица рая». Так названо им самим собрание душеполезных размышлений о главнейших добродетелях. Число ступеней, или духовных размышлений, в Лествице — тридцать, по числу лет земной жизни Иисуса Христа до Его крещения. Все добродетели поставлены в ней одна за другой в естественном их порядке от низших к высшим.
В четверг пятой недели, на утреннем богослужении, читаются великий покаянный канон святого Андрея Критского и житие святой преподобной Марии Египетской, прежде величайшей грешницы, а потом и святой подвижницы, являющей собою образец истинного покаяния. В субботу поется акафист Пресвятой Богородице. Это стояние установлено в Греции в благодарность Богородице за неоднократное избавление ею Царьграда от врагов. Оно совершается нашей Церковью для большего утверждения кающихся в надежде на Небесную Заступницу, которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помогать в борьбе с врагами невидимыми. В воскресный день пятой седмицы Церковь для ободрения духовно труждающихся совершает все последование святой преподобной Марии Египетской, показуя в ней образец неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам.