Богослужение: Богослужебные особенности праздника Пасхи

Богослужения

Слово «Пасха» в переводе с еврейского языка значит «прехождение, избавление». Евреи, празднуя ветхозаветную Пасху, вспоминали об освобождении предков своих от рабства египетского. Христиане же, празднуя пасху новозаветную, торжествуют избавление через Христа всего человечества от рабства диаволу и получение права на жизнь и блаженство вечное. По важности благодеяний, полученных нами через Воскресение Христово, Пасха считается праздником праздников и торжеством из торжеств, почему и Богослужение сего праздника отличается особым величием и торжественностью.
Задолго до полуночи верующие в праздничных одеждах стекаются в храм и в благоговейном ожидании наступающего торжества внимают чтению Деяний Апостольских. Между тем храм блистательно освещается возжжением всех светильников и лампад. Священнослужители облачаются в светлые ризы. И в полночь торжественный благовест возвещает наступление великой минуты Воскресения Христова. Священнослужители с крестом, хоругвями, светильниками и фимиамом исходят из алтаря и, подобно мироносицам, ходившим рано ко гробу, обходят вокруг церкви с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Шествие останавливается у затворенных западных врат храма, как бы дверей гроба Христова. И здесь по обычном возгласе священник, подобно Ангелу, возвестившему мироносицам у гроба о Воскресении Христовом, первый возглашает радостную песнь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Эта песнь неоднократно повторяется священнослужителями и ликом. Наконец священнодействующий, держа в одной руке крест, а в другой — кадильницу с фимиамом, движением ее начертывает знамение креста против затворенных дверей храма; они отверзаются, и ликующий сонм, как некогда мироносицы к апостолам, входит в церковь и оглашает ее радостной песней: «Христос воскресе из мертвых».
Последующее Богослужение пасхальной утрени состоит преимущественно из пения канона, составленного святым Иоанном Дамаскиным. Все песни этого канона разделяются многократным «Христос воскресе из мертвых». Во время пения канона священнослужители с крестом и кадилом обходят всю Церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами: «Христос воскресе». Неоднократные исхождения их из алтаря напоминают о частых явлениях Господа ученикам Своим по воскресении.
При конце утрени после пения: «Друг друга обымем, рцем, братие, и ненавидящим нас простим вся воскресением» все верующие начинают приветствовать друг друга, произнося: «Христос воскресе, — и ответствуя, — воистину воскресе». Это приветствие они запечатлевают целованием и дарением пасхальных яиц, кои служат знаменательным символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его.
После утрени совершается и литургия при отверстых Царских вратах: они не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос навсегда отверз нам врата Небесного Царствия. На литургии читается первое зачало Евангелия Иоанна Богослова: В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1, 1). Если литургия совершается собором священников, то Евангелие сие читается на различных языках, в знак того, что большая часть народов на земле признают Воскресшего своим Богом и Господом. В следующие дни Пасхи, после литургии, при колокольном звоне бывают крестные ходы вокруг церкви, в которых, как победный трофей, носится крест Христов. Этим верующие выражают свою радость и торжество о победе Иисуса Христа над смертью и адом.