Богослужение: Лития и благословение хлебов

Богослужения

Вслед за этим начинается лития. С пением стихир литии священнослужители выходят в храм. В прежние времена лития совершалась в притворе или даже на паперти храма с тем, чтобы оглашенные и кающиеся, коим запрещен был вход во храм, могли, хотя на малое время, принять участие в общей молитве. Диакон произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя», которая четырежды прерывается пением: «Господи, помилуй» (40 раз, 30 раз и дважды по 3 Раза).
Святой Иоанн Златоуст говорил: «Разве я даю мир? Христос через нас вещает» (Беседа 3 к Колосянам).
На литии Церковь обращается к ходатайству всех святых и молит Господа о всех православных христианах, в особенности же о Патриархе и всех пастырях церковных, о всякой душе христианской, скорбящей и озлобленной, об избавлении от глада (голо*| да), губительства (эпидемии), труса (землетрясения), потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобныя брани. Все эти прошения священник заключает молитвой: «Услыши ны, Боже, Спаситлю наш, Упование всех концев земли и сущих в мори далече; и милостив, милостив буди, Владыко, о грещ сех наших и помилуй ны». Лития заканчивается молитвою «Владыко многомилостиве» при главопреклонении всех.
После литии поются стихиры на стиховне. Эти песнопения называются так потому, что в них включены стихи не одного псалма (подобно стихирам на «Господи воззвах»), но стихи, выбранные из разных псалмов и других книг Священного Писания. Под пение стихир на стиховне священнослужители становятся посреди храма, пред столом, на котором поставляется сосуд с пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. Вслед за тем читаются и поются молитво-! словия, завершающие всякую вечерню: молитва Си-1 меона Богоприимца {«Ныне отпущаеши раба Твое-1 го, Владыко»), Трисвятое («Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертньш, помилуй нас»), мо-1 литву «Отче наш» и песнь «Богородице Дево» или вместо сей последней, тропарь праздника.
По окончании этих молитв священник, окадив сосуд с хлебами, пшеницей, вином и елеем, произносит | молитву на благословение хлебов и заключает вечерню благословением народа: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков». В древности хлебы благословлялись для раздачи верующим, нуждавшимся в подкреплении сил своих пищей, после всенощной молитвы.