Богослужение: Господи, воззвах. Стихиры

Богослужения


За молитвословиями ектений поются псалмы, исполненные упования на Господа, и хвалебные песнопения святым. После малой ектении хор взывает: «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления моего, внегда воззвати ми к Тебе. Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя. Изведи из темницы душу мою исповедатися имени Твоему» (Пс. 140, 1-2; 141, 8). За сими ветхозаветными стихами следуют особые новозаветные песни в честь празднуемого лица или события — стихиры. Последняя из стихир посвящена Божьей Матери. Она называется Богородичен догма- | тик1 и содержит учение о воплощении Сына Божия. I Во время пения стихир диакон совершает пред Царкими вратами и иконами каждение во образ тех жертв, которые приносились в Ветхом Завете.
Вход. Свете Тихий
Во время пения последней стихиры Царские врата отверзаются для входа, который совершают священник и диакон. Вход священника напоминает в этот момент Спасителя, пришедшего на землю для искупления людей. Диакон с кадилом следует пред священником и при самом входе возглашает: «Премудрость, прости». Слово «прости» — церковнославянское и означает приглашение стоять прямо, чинно, благопристойно. Хор в это время поет: «Свете Тихий святыя славы Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго Бла-женнаго, Иисусе Христе! Пришедше на запад солнца, видевше свет вечерний, поем Отца, Сына, и Святаго Духа, Бога. Достоин ecu во вся времена пет быти гла сы преподобными, Сыне Божий, живот даяй; темже мир Тя славит». «Свете Тихий» служит естественным продолжением пения псалмов и стихир и славит Бога во Святой Троице и Господа нашего Иисуса Христа, Который ради немощи людей умерил в Себе славу бессмертного Отца Небесного и сошел на землю.
Прокимен и паремии
После сего гимна диакон произносит «Вонмем», приглашая этим воззванием к благоговейному слушанию прокимна. Священник преподает «Мир всем!» и становится на горнем месте алтаря.
Прокймном называется краткий стих, который предшествует чтению Священного Писания (паремии, Апостола, Евангелия) и служит вместо предисловия к чтению. Прокимен, как правило, словами самого Священного Писания, выражает содержание следующего за ним чтения или значение настоящего дня.
По окончании пения прокимна в большие праздники читаются паремии. Так называются употребляющиеся на вечерне чтения избранных мест из книг Ветхого Завета, в которых пророчески или прообразовательно изображается предмет праздника и излагается похвала празднуемым святым. Перед чтением каждой паремии диакон или священник возглашает: «Премудрость!», а чтец именует книгу Священного Писания, из которой он будет читать.
После вечернего входа и паремий следуют сугубая и просительная ектении.