Богослужение: Круг годовой

Богослужения

Каждый день в году посвящается Церковью или воспоминанию особых событий, или памяти различных святых. Установленные в честь этих событий и лиц особые песнопения, молитвы и обряды образую! собой круг годового богослужения. В нем богослужебными особенностями наиболее отличаются дни великих праздников и постов.
Праздниками называются дни, посвященные или Богу и Господу нашему Иисусу Христу, или Божией Матери, или святым человекам и Силам бесплотным. Соответственно этому, праздники делятся на Господние, Богородичные и праздники святых! Праздники могут быть неподвижные, бывающие ежегодно в одни и те же числа месяца, и подвижные бывающие в одни и те же дни недели, но переходящие на разные числа месяца вместе с переходом праздника Пасхи. По торжественности церковной службы праздники делятся на великие, средние и малые. Первые всегда имеют всенощное бдение; вторые — не всегда, но имеют на утрени полиелей и чтение Евангелия; последние не имеют и полиелея, отличаются же от простых дней или одним прибавлением песни в честь вспоминаемого святого или пением великого славословия при открытии Царских врат.
Важнейших праздников считается двенадцать (потому их называют двунадесятыми праздниками), не полагая в этом числе Пасхи, как праздника праздников. Краткое объяснение двунадесятых праздников приводим ниже1.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8/21 сентября) установлен в память рождения Пресвятой Девы Марии от праведных своих родителей Иоакима и Анны. Они долго были бездетны и удостоились получить от Бога такую дочь лишь после усердных молитв и обета посвятить Богу то дитя, каким Ему угодно будет благословить их.
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря) установлен в память введения Девы Марии в Иерусалимский храм во исполнение обета Ее родителей Богу. Пресвятой Деве в это время исполнилось только три года. Она была приведена во храм родителями в сопровождении множества дев с возжженными светильниками и пением священных песен. Первосвященник встретил Ее при входе во храм и по особенному вдохновению Божию ввел во Святая Святых храма2, как бы предрекая, что сия отроковица сделается сама некогда одушевленным храмом Божиим.
Праздник Благовещения Пресвятой Деве Марии (25 марта/7 апреля) установлен в память благовестил Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии, жившей в Назарете, о рождении от Нее Сына Божия, Спасителя мира.
Праздник Рождества Христова (25 декабря/7 января) установлен в память рождения Иисуса Христа, Сына Божия, от Пресвятой Девы Марии.
1    Даты праздников указаны по старому стилю, а через косую черту — по новому.
2    По закону, в Святая Святых Иерусалимского Храма мог входить только первосвященник и лишь один раз в год.
Праздник Сретения Господня (2/15 февраля) установлен в память встречи Богомладенца Иисуса старцем Симеоном и Анною в Храме, когда Он по исполнении 40 дней от рождения был принесен каш первенец для посвящения Богу. Принявший Его на руки старец Симеон, которому обещано было Духом Святым не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня, объявил младенца Иисуса Спасителем людей, Просветителем язычников и славою Израиля. Пророчица же Анна провозвестила о Нем всем, чаявшим избавления в Иерусалиме.
Праздник Крещения Господня (6/19 января) установлен в память крещения Иисуса Христа святым Иоанном Крестителем. По крещению Иисуса, отверзлись небеса и сниде Дух Святый телесным образом, яко голубь, нань; и глас с небесе бысть, глаголя: Ты ecu Сын Мой возлюбленный, о Тебе благоволих. Праздник этот называется также Богоявлением, поскольку при крещении Иисуса Христа явилось и таинство Пресвятой Троицы, и Божественность Иисуса Христа.
Праздник Преображения Господня (6/19 августа) установлен в память славного преображения Иисуса Христа пред учениками на горе Фавор для показания им Своего Божественного величия и подкрепления веры учеников перед приближением Его страданий. 1 Праздник Входа Господня в Иерусалим (в воскре- i сенье 6-й недели Великого поста) установлен в па-| мять торжественного входа Иисуса Христа в Иеруса-! лим для принятия страданий и смерти за грехи мира. Праздник Вознесения Господня (в 40 день после! Пасхи) установлен в память вознесения Иисуса Хри-1 ста на небо в сороковой день по Его Воскресении.
Праздник Пятидесятницы (в 50 день после Пас-1 хи) установлен в память сошествия Святого Духа на апостолов в пятидесятый день по Воскресении Христовом. Так как с сошествием Святого Духа на апостолов яснее раскрылось бытие трех Лиц в Божестве, то день Пятидесятницы иначе называется Троицыным днем или днем Святой Троицы. За Троицыным днем следует Духов день, который Церковь посвящает во славу Пресвятого Духа.
Праздник Успения Божьей Матери (15/28 августа) посвящен блаженному Успению Богородицы. По общепринятому преданию Церкви, после вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева осталась на попечении Его возлюбленного ученика Иоанна. Успение ее предвозвещено было Ангелом и сопровождалось многими чудесными знамениями. Тело Божией Матери было погребено в гробнице Ее родителей, в Гефсиманском селении, близ Иерусалима. На третий день по кончине Богоматери, когда апостол Фома, не бывший при погребении, открыл погребальную пещеру, то не нашел Ее тела. По общему верованию, Господь воскресил Ее и взял на Небо прежде всеобщего воскресения.
Праздник Воздвижения Креста Господня (14/27 сентября) первоначально установлен был в память обретения Честного и Животворящего Креста Господня равноапостольной царицей Еленой (f 327). С VII века с сим днем стало соединяться и воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (f 624). Как при обретении, так и при возвращении Креста Патриарх, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть святыню, воздвигал (поднимал) Крест, обращая его ко всем четырем странам, причем всякий раз народ благоговейно преклонялся, взывая: «Господи, помилуй».