Богослужение: Круг суточный

Богослужения

Повседневных церковных служб, кроме литургии, насчитывается восемь: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, первый час, третий час, шестой час и девятый час. Церковные службы начинаются вечернею, потому что в древности день начинался с вечера. Из снисхождения к верующим, которые по житейским занятиям и службе гражданскому обществу не могут собираться на все эти службы отдельно, Церковь отправляет по несколько служб вместе. Таким образом, все указанные службы Церковь назначила совершать в продолжение суток три раза: вечером, утром и около полудня. Богослужение вечернее состоит из часа девятого, вечерни и повечерия; утреннее — из полунощницы, утрени и часа первого; полуденное —j из часов третьего и шестого и литургии.
Вечерня совершается под конец дня, вечером, в благодарность за истекший день и в освящение наступающей ночи. Она начинается чтением 103 псалма, в котором прославляется премудрость Творца вселенной. В состав вечерни входят моления о всех членах Церкви, чтение псалмов и пение стихов, прошения о различных духовных благах, славословия Господу Иисусу Христу, Божией Матери и всем святым. Заканчивается вечерня молитвами Симеона Богопри-имца («Ныне отпущаеши») и «Богородице Дево». Таким образом, вечерня указывает своим содержанием на времена Ветхого Завета, начавшиеся сотворением мира и окончившиеся благовестием Архангела Пресвятой Деве Марии.
Повечерие бывает великое и малое. Великое повечерие совершается в Великом посту и на праздники Рождества, Крещения Господня и Благовещения. Малое же повечерие совершается в обыкновенные дни после вечерни. Сие последнее, служащее сокращением первого, состоит из трех псалмов (50, 69 и 142), в которых испрашивается у Бога прощение грехов, помощь и заступничество от нападений врагов душ наших; великого славословия, Символа веры, молитвы Богородице (Нескверная, Неблазная) и молитв на сон грядущим.
Полунощницею называется богослужение, которое должно совершаться в полуночное время. Полночь священна для христианина по воспоминанию о том, что Господь в это время скорбел в саду Гефсиманском до кровавого пота, был предан вероломным Иудой и подвергся горьким оскорблениям на суде первосвященника Анны. Полунощная служба побуждает христиан быть готовыми ко дню последнего Страшного суда, который может начаться внезапно, и напоминает о том, что необходимо быть бдящими, подобно мудрым девам, чтобы встретить Господа. Полунощница состоит из чтения покаянного 50 псалма, псалма 118, изображающего блаженство людей непорочных, Символа веры, песни «Се жених грядет в полу нощи» и моления за умерших. Таким образом, полунощное богослужение своими чтениями располагает нас к покаянию, к постоянному xpaнению закона Божия и к духовному бодрствованию в ожидании нечаянного пришествия Христова.
Утренею называется богослужение, которое долля но совершаться утром пред восходом солнца. Утреня располагает молящихся к благодарению Господа за успокоение во время истекшей ночи и за дарование наступающего дня, а также напоминает о явлении Спасителя в мир и Воскресении Христовом. Утреня начинается молением о Патриархе и состоит затем чтения шести псалмов, изображающих собеседование души человеческой с Богом, молений о благосостоянии Церкви Божьей и всех ее членов (великой ектении), чтения кафизм, прославления Бога и святых Его в каноне, хвалитных псалмах и великом славасловии, наконец, из прошений о различных духовных благах.
Часами 1, 3, 6 и 9 называются краткие молитвословия, совершаемые Церковью в эти часы по восточному счислению и соответствующие по нашему счислению часам 7, 9, 12 пополуночи и 3 пополудни. В пер} вый час мы вспоминаем и прославляем Бога за даравание нам света чувственного, так как первым часом на востоке был час восхода солнечного; в третий час мы вспоминаем ниспослание Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы; в шестой — распятие, а в девятый — смерть Иисуса Христа. Служба часов состоит из молитв начальных, трех псалмов, тропаря, в котором выражено вспоминаемое событие, и молитв заключительных.
В состав начальных молитв входят возглас священника, которым начинается богослужение1, и мо-
«Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков»-
литвы: «Слава Тебе, Боже наш», «Царю Небесный», «7"рисвятое», «Слава и ныне», «Пресвятая Троице», «Отче наш», «Господи, помилуй» (12 раз), «Слава и ныне», «Приидите поклонимся». К молитвам заключительным на часах принадлежат: молитва, читаемая в конце каждого часа к Господу Иисусу и начинаемая словами: «Иже на всякое время и на всякий час, на небеси и на земли покланяемый и славимый, Христе Боже», и молитва «Честнейшую Херувим» .