Богослужение: Богослужебные книги
Книги, по которым совершается богослужение Православной Церкви, называются богослужебными. Одни из них необходимы для общественного богослужения, другие для частного, третьи для того и другого. К книгам общественного богослужения относятся: Служе"бник, Чиновник, Часослов, Октоих, Мине"я Месячная, Минея Общая, Триодь постная, Триодь цветная, Ирмологибн и Типикон.
В Служебнике излагается то, что должны говорить и делать священники и диаконы на вечерне, утрени и литургии. Для архиереев имеется отдельная книга, называемая Чиновник, представляющая из себя тот же Служебник, но содержащий особенности архиерейского Богослужения.
В Великом Часослове излагается чин полунощницы, утрени, вечерни, часов и повечерия; его сокращенный вариант, предназначенный больше для чтецов и певцов, чем для священников, называется Малым Часословом.
В Октоихе расположены на восемь гласов, или напевов, стихиры, каноны, тропари, кондаки и другие изменяемые молитвословия, поющиеся на различных церковных службах в подвижные дни круга седмичного.
В Минее Месячной излагаются, как и в Октоихе, изменяемые молитвословия (тропари, кондаки, каноны, стихиры) для неподвижных дней Богослужения круга годичного. Сообразно числу месяцев в году она делится на 12 частей. В Минее Общей излагаются подобные же изменяемые молитвословия для подвижных и неподвижных дней круга годичного всем святым одного лика, или чина, без отношения к дням недели и к числам месяца.
В Триоди постной излагаются изменяемые молитвословия для подвижных дней круга годичного от недели Мытаря и Фарисея до первого дня Пасхи, а в Триоди цветной — от Пасхи до недели Всех Святых. Триодь так называется потому, что содержит в себе каноны, состоящие из трех песен.
В Ирмологионе излагаются ирмосы и другие молитвы, назначенные только для пения при богослужении.
В Типиконе, или Уставе, содержатся указания на то, в какие дни и часы, на каких божественных службах и в каком порядке должны быть читаемы или петы молитвословия, содержащиеся в Служебнике, Часослове, Октоихе и других богослужебных книгах.
Основной книгой, относящейся к частному богослужению, является Требник. В Требнике содержится изложение священнодействий и молитвословий, называемых требами, которые совершаются по нужде и потребности одного или нескольких лиц. К таким священнодействиям принадлежат последования всех Таинств, чины погребения, освящения воды, пострижения монахов, освящения храмов и другие.
Книги, которые относятся и к общественному, и к частному богослужению, содержат в себе, главным образом, чтения из Священного Писания. К этим книгам относятся Евангелие, Апостол и Псалтирь. Псалтирь печатается в двух вариантах: с приложением Часослова (Псалтирь с последованием) или без оного (Псалтирь простая или келейная). В обоих вариантах псалмы располагаются в том же порядке, как и в Библии, только с разделением их на 20 частей (кафизм).
Существующие ныне богослужебные книги явились не вдруг, а составлялись постепенно с развитием христианского богослужения. В главных чертах чин литургии и Святых Таинств был определен святыми апостолами. Можно думать, что при них, или, вскоре после них, явились и службы дневные (вечерня, утреня, полунощница) и часы (первый, третий, шестой и девятый), хотя и не в том виде, какой они имеют теперь. Есть свидетельства, доказывающие, что все эти службы были изложены в особых книгах, хранившихся верующими втайне, но не дошедших до нас. Так, Евсевий и Иероним упоминают об Иустиновой книге «Певец», содержавшей, по мнению ученых, церковные песнопения. Ипполит, епископ Остийский (ок. 250), оставил после себя книгу, в которой излагает апостольское предание касательно чина поставления чтеца, иподиакона, диакона, пресвитера, епископа, а также краткого чина богослужения и поминовения умерших. О времени молитв епископ Ипполит пишет: «Их надобно совершать утром, в час третий, шестой, девятый, вечером и в пет-логлашение. Если нельзя быть собранию ни в доме каком-нибудь, ни в церкви: пусть каждый у себя поет, читает и молится». Такое установление предполагает, что уже существовали книги, по которым каж-! дый верующий мог у себя дома петь, читать и молиться.
Период наибольшего развития христианского богослужения охватывает с IV по XII века. Хотя к IX веку литургия имела почти современный вид, период ее становления закончился только в XIV веке, когда был впервые издан устав литургии, тогда же перенесенный на Русь митрополитом Киприаном. Богослужение было пополнено новыми молитвами, песнопениями и даже целыми службами.
К числу авторов, внесших наибольший вклад в создание богослужебных книг, можно отнести святых Василия Великого (+ 379), Иоанна Златоуста (t 407) и Амвросия Медиоланского (f 397), составивших чин литургии, каждый для своей церкви. Сверх того, Василий Великий определил и дополнил молитвами, им составленными, дневные службы и вечерню в день Пятидесятницы, а Иоанн Златоуст ввел во всенощные службы литии. Этим святителям весьма много были обязаны своим составом Служебник и Часослов. Святой Анатолий, Патриарх Константинопольский (t 458), составил воскресные стихиры, а Роман Сладкопевец (f кон. V в.) был знаменит творцом кондаков и икосов. Савва Освященны (+ 532), основатель славной в Палестине Лавры, написал первый Устав последования церковных служб, известный под именем иерусалимского и принятый всеми палестинскими монастырями. Соф-роний, Патриарх Иерусалимский (f 644), составил значительную часть Триоди, которой пользовались вплоть до X века, чин великих часов на Рождество Христово и окончательно образовал чин великого водоосвящения, совершаемого в навечерие Богоявления. Он же внес исправления и добавления в Устав Саввы Освященного. Святой Андрей, архиепископ Критский (f 720), славится как творец Великого покаянного канона, читаемого и поныне в Великий пост. Святой Иоанн Дамаскин (t 776) составил Октоих, Ирмологий, канон пасхальный, надгробные песнопения, утренние антифоны, месяцеслов и много других воскресных служб. Им же был пересмотрен устав Софрониев и изложен порядок церковной службы сообразно обстоятельствам своего времени. Сподвижник Иоанна Дамаскина — святой Косьма, епископ Маиумский, составил каноны на все дни Страстной недели от Лазаревой Субботы и на двунадесятые праздники, кроме Пасхи. Он написал песнь «Честнейшую херувим...» и принимал участие в составлении Откоиха. Святые Феодор (f 826) и Иосиф (t 825) Студиты собрали все, что было до них пето во время Великого поста и, присовокупив свои стихиры и тропари, составили Триодь постную. Святой Феодор, сверх того, написал устав для своей обители, перешедший в русские церкви и монастыри. Феофан Начертанный (t 843) и Иосиф песнописец (t 887) известны как составители многих канонов, дополнивших Октоих Дамаскина и вошедших в состав Триоди Цветной и Минеи Месячной. Иоанн, епископ Евхаитский (f ок. 1100) составил многие каноны, в числе которых находится известный канон Сладчайшему Иисусу и Ангелу Хранителю.
Начало переводу богослужебных книг с греческого на славянский язык положено было просветителями славянскими, святыми Кириллом и Мефодием. Они перевели необходимые для богослужения чтения из Апостола и Евангелия, Псалтирь, Часослов, чины Таинств, Октоих, службы великим праздникам. В XI веке при Ярославе Великом в самой России начали переводить богослужебные книги с греческого. Были переведены Триодь Феодора и Иосифа Сту-дитов, студийский Устав, Праздничная и Месячная Минеи. Время от времени они пополнялись службами русским святым.