Старец Амвросий Балабановский Продолжение 3

Паломники по благочестивому обычаю должны были начать осмотр монастыря в первую очередь с братского кладбища. Как учил при жизни старец Макарий, необходимо было поклониться почившим старцам, помянуть их и просить прощения и благословения на дальнейшее пребывание в обители.
Какие святые чувства, какие помыслы родились в глубине сердца благочестивого отрока, можно теперь догадаться по тому усердию и дерзновению, с которым он проходил свой жизненный путь, и уже на его могильной плите могут быть с полным правом повторены такие же строки, которые он впервые узрел на плитах отцов Макария, Льва и Анатолия: «...он делом и словом учил особенно двум добродетелям — смирению и любви», — сказано об отце Макарии. «Рядом [с ним] похоронен его предшественник по старчеству отец Леонид (из Карачевских граждан), который «оставил по себе память в сердцах многих, получивших
утешение в скорбях своих». Чудная надпись, изображающая весь порядок духовной жизни подвижника, помещена на могиле ученика отца Амвросия, скитоначальника иеросхимо-наха Анатолия (из духовного звания): «Терпя, потерпех Господа и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины, и постави на камене нозе мои, и исправи стопы моя. И вложи во устне песнь нову, пение Богу нашему». В этих словах Псалмопевца со всей точностью изображен весь путь духовного возрастания христианина — от первоначального пребывания в тине страстей до совершенного упокоения и утверждения чистым сердцем в Господе!»
«Через два дня отец архимандрит позвал нас к себе и спросил: «Ну как, понравилось ли у нас в обители?» Мы ответили, что очень понравилось и всей душой желаем навсегда остаться в святой Обители. Тогда отец Досифей велел дать нам келию на двоих и отправил в рухольную (монастырскую кладовую), чтобы нас там одели в иноческое одеяние, и чтобы потом показались ему. Нам с товарищем выдали каждому подрясник, скуфью, ремень и четки. Мы оделись и пошли к отцу настоятелю на благословение. Он любовно осмотрел нас, поздравил и сказал: «Живите себе с Богом и преуспевайте во всем, а я посмотрю, какое дать вам послушание».
В формулярном списке находящихся на добровольном послушании в Козельской Введенской Оптиной пустыни и призреваемых в сей обители по старости и болезни к 1 января 1898 года под номером 126/232 20 марта запись: «Василий Федоров Иванов, Тамбовской губернии, Борисоглебского уезда, Россошенской волости, села Копыл, холост. Лет 16. Чтению и письму обучался в сельской школе». Под покровом чьих молитв был этот день — 20 марта? Преподобного Евфросина Синеозерского. Какие духовные параллели можно увидеть в жизни этого святого и будущего старца-подвижника? В первую очередь в житии преподобного обращает на себя внимание то, что он вел не только жизнь подвижника, отшельника, но и старца-наставника, — многие приходили к отшельнику за советом, а некоторые селились рядом, руководствуясь примером его жизни и молитвенной помощью, и таким образом вскоре образовался монастырь". В тяжелые для России годы смуты он претерпел нападение от нечестивых поляков, которым сказал, что «все имение мое и монастыря в Церкви Пресвятой Богородицы», подразумевая богатства не земные, а духовные, и принял мученическую смерть.
И схиархимандриту Амвросию придется вместе с Россией пережить времена смуты и понести крест гонений и скорби, но как под твердую руку Евфросина тянулись люди, так потянутся и к нему за утешением, советом, вразумлением страждущие и ищущие Царства Небесного, которое дороже всех благ, и возникнет под его рукой тайный женский монастырь. Но это все в будущем, а пока отрок впервые вкушал монастырской жизни.
«Так с неделю мы жили и ничего не делали, а потом нам дали послушание в саду снимать с деревьев паутину, так как в ней зарождаются вредные червяки и их надо уничтожить. Неделю мы работали в саду, а потом регент отец Корнилий попробовал наши голоса и предложил мне и товарищу моему спеть что знаем. Яков был до этого солистом в сельском церковном хоре, а я нет, но иногда мы пели вместе с ним для своего удовольствия, посему и теперь мы дружно спели Входное, Достойно есть и Херувимскую (на благообразный Иосиф). У меня был альт, а у Якова — дискант. Отец регент остался очень доволен и сказал: «Завтра же становитесь на правый клирос — это будет вашим послушанием». И скажу правду, монастырское пение и гла-совое, и подобное, и нотное мне так скоро далось, что я был назначен канонархом и стал других учить нотному пению».
Из формулярных списков на 1898-1905 года следует, что клиросное послушание несли следующие монахи: монах Нестор, 55 лет (из купцов, пострижен в 1873 году в Оптиной пустыни); монах Нафанаил, 64 года (губернский секретарь, пострижен в 1874 году в Оптиной пустыни); монах Иаков, 44 года (из крестьян, пострижен в 1874 году в Оптиной пустыни); монах Герман, 43 года (пострижен в 1892 году в Оптиной пустыни), монах Иеро-ним, 41 год (пострижен в 1894 году в Оптиной пустыни); монах Тихон, 36 лет (пострижен в 1895 году в Оптиной пустыни).
Полгода пел на клиросе послушник Василий, потом наступил перерыв, потому что менялся голос, и почти год он нес монастырское послушание и на кухне, и в просворне, и даже был будильщиком, а также помогал престарелым отцу Иоанникию, отцу архимандриту Серапиону и игумену Варлааму. Товарищ его Яков Пронин был келейником игумена Марка. Когда же голос установился, то Василий стал петь сначала баритоном, а потом и басом и регентовал в больничном храме Оптиной пустыни. Отец Амвросий вспоминал, что в первые дни, привыкая к новым для них условиям и требованиям монастырского устава, они с товарищем еще чувствовали себя детьми и порой попросту шалили. В рухольной стояли огромные бочки, сделанные самими монахами для засолки капусты. И мальчики прятались в них, распевая мирские песни во весь голос. Тогда монах, присматривавший за ними, делал им отечески строгое внушение и посылал кого на поклоны, а кого на кухню.
Вообще же жизнь монастырская была очень насыщенная и организована по строгому распорядку, так что некогда было отвлекаться. Наиболее полно содержание жизни послушников можно представить, прочитав распорядок дня в Оптиной пустыни конца XIX века, описанный в документе, найденном в рукописном отделе РГБ.

КОММЕНТАРИИ

Обязательные поля для заполнения *
Ваше имя*
Адрес электронной почты (не публикуется на сайте)
Текст комментария*

Для отправки комментария ответьте на вопрос: Сколько будет: 0+12 =
(Комментарии на сайте публикуются только после модерации)
Комментарии посетителей сайта