Старец Амвросий Балабановский Продолжение 4


Распорядок дня в Оптиной пустыни в конце XIX века
Вставать в 6 часов: от б до 6.30 Умывание. Уборка. от 6.30 до 8 Часы. Чтение Св. Евангелия и чай.
от 8 до 10.30 Что повелят
по расписанию. от 10.30 до 11 Чтение. После трапезы:
от 12 до 13.15 Что повелено по расписанию.
от 13.15 до 14.15 Отдых и чай. По приходе от вечернего правила
Воскресение
До трапезы:
Чтение Св. Евангелия и Апост. посланий. Запись и сводка вопросов при откровении старцу. Составление вопрошений на духовные вопросы.
После трапезы:
Запись из книг, запись недоразумений из прочитанных книг, а также запись мыслей из них.
До трапезы:
Чтение молитв по Следованной Псалтыри. Чтение Св. Писания и Святых отцов с запечатле-нием на полях для выписки. Запись примечаний прочитанного.
После трапезы:
Составление алфавита.
Понедельник
До трапезы:
Чтение житий святых. Выписки из них.
После трапезы:
Составление алфавита. Чтение св. отцов и выписки. Чтение церковного устава и следованной Псалтири попеременно с неделями.
Чтобы дополнить представление, необходимо здесь добавить, что отец Амвросий сам сообщает о порядке ведения церковной службы. «Еще я, недостойный во иноцех архимандрит Амвросий, священным долгом считаю написать, как исполняется служба церковная в воскресные дни и в будни. Под Воскресение в шесть часов вечера — всеночное бдение, и раньше на час звонят на малое повечерие. В будни в заутрени читают три кафизмы, одна кафизма — в начале всенощной, а две еще после шестопсалмия. А в будни читается полунощница: молитвы утренние, а потом полунощница. К утрени звонят полвторого ночи, это когда полиелейная служба. А без полиелея — в два часа ночи. Это я хорошо знаю, так как я сам будил монахов к утрени...»1. Одна из чад отца Амвросия, мать Елена, вспоминает, что на вопрос, было ли какое искушение в монастыре, старец ответил, что было сильное искушение: «пять лет спать хотел, а потом привык». «Конец утрени — в пять часов утра, а в шесть часов звонят к ранней обедне, а в девять часов звонят к поздней Литургии. Конец Литургии в одинадцать часов дня, а половина двенадцатого звон на обед в трапезу, а в два (кто в три) часа чай, в пять часов звон к вечерне, в семь часов ужин, а после него вечернее правило с поклонами и помянник за всех православных. После правила идут в скит к старцу под благословение, а кто и поговорить и за советом. Старец дает совет, благословение и поставление. Главные советы старца: смирение, терпение и послушание...
В скиту был начальник — старец отец Иосиф, келейник отец Анатолий, второй келейник — отец Нектарий, третий келейник — отец Варсонофий. На пасеке был отец Иоиль1, регент отец Аркадий, иеромонах Пиор — мастер ложки расписывать, иеромонах Даниил2 — художник и учил послушников иконы писать».
С кем бы ни был близко связан отец Амвросий — все являлись наследниками духа преподобного Амвросия. Во-первых, отец Иосиф (Литовкин), во-вторых, отец Венедикт (Дьяконов), рядом с которыми прошел не один год батюшкиной жизни.
И это не говоря уже о том, что он имел возможность наблюдать жизнь отца Нектария (Тихонова) и отца Варсонофия (Плиханкова). Отец Варсонофий любил подчеркивать, что нет ничего напрасного или случайного в жизни, что «жизнь всякого человека, а особенно монаха, идет по некоему таинственному плану, все в ней целесообразно и премудро».

КОММЕНТАРИИ - ВРЕМЕННО ВЫКЛЮЧЕНЫ

Обязательные поля для заполнения *
Ваше имя*
Адрес электронной почты (не публикуется на сайте)
Текст комментария*

Для отправки комментария ответьте на вопрос: Сколько будет: 2+10 =
(Комментарии на сайте публикуются только после модерации)
Комментарии посетителей сайта